Секрет аятоллы

Евгения Новикова
15 октября 2009, 18:58

Мировые информационные ресурсы сегодня распространили информацию о серьезных проблемах в Иране. Одни сообщали о том, что аятолла Хаменеи, духовный лидер страны, скончался. Другие – что он находится в коме. Однако источники данной информации по понятным причинам оставались неназванными. «Эксперт Online» попытался внести ясность в ситуацию. Согласно официальной версии, аятолла жив. Другие подробности о здоровье рахбара держатся в строжайшем секрете.

Спекуляции на тему

Иранские блогеры усиленно муссируют информацию о том, что духовный лидер аятолла Али Хаменеи впал в кому. По их данным, в минувший понедельник около 12 часов дня по местному времени 70-летний Хаменеи потерял сознание и был экстренно доставлен в одну из частных клиник Тегерана. Возле него находится его сын Муджатба.

Израильские СМИ со ссылкой на источники в иранской оппозиции – как утверждают некоторые, это сторонники проигравших Ахмадинежаду Мир-Хосейна Мусави и Мехди Кярруби – сообщают, что рахбар (аятолла) был госпитализирован 12 октября и скончался 14-го.

В качестве доказательства случившегося сайт The Daily Telegraph сообщает о том, что официальные учреждения драпируются темными тканями – так бывает в период траура. Власти, по мнению издания, готовятся объявить официально о смерти духовного лидера.

По сообщению блогеров, на улицах Тегерана действительно полно силовиков, включая басиджей (молодых ополченцев, помощников Стражей исламской революции), готовых навести порядок в случае возникновения смуты.

Вместе с тем, по данным американских иранистов, это уже не первый случай распространения информации о кончине аятоллы. Эксперт по Ирану американец Майкл Ледайн отмечает, что и в данном случае не исключена возможность обмана. Хотя источник, рассказавший ему о коме, по его мнению, заслуживает доверия.

Добраться до истины

«Эксперт Online» попытался разобраться в ситуации. Источник в Тегеране сообщил, что «информация по поводу рахбара недостоверна», он также сказал, что во властных структурах от дальнейших комментариев отказываются, чтобы не дестабилизировать ситуацию. Другой дипломатический источник в Тегеране, впрочем, заверил, что если бы такая беда стряслась, то «непременно об этом знали бы все». Глава Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров сообщил «Эксперту Online»: «У меня есть информация из официальных кругов Ирана, что сообщения о смерти аятоллы не соответствуют действительности». Таким образом, официальный Тегеран опровергает слухи о смерти аятоллы.

Посольство ИРИ в Москве ушло от беседы на тему состояния здоровья Али Хаменеи, пообещав сообщить всю правду, как только она станет известной. Это значит, что официального заявления для прессы дипломаты сделать не могут. Ни «да», ни «нет». Они имеют на это безусловное право, однако тема слишком важна…

Зато армянским журналистам удалось получить информацию из посольства ИРИ в Ереване. Дипломаты опровергли сообщения о смерти аятоллы: «Эти слухи являются клеветой и не соответствуют действительности».

Вместе с тем никто не опровергал сообщения о том, что рахбар нездоров и впал в кому. Кома – не смерть, поэтому опровержения сообщений о кончине лидера не грешат против истины.

Более определенно о здоровье рахбара мы узнаем завтра, в пятницу. В этот день на площади перед университетом Тегерана проходит намаз. С проповедью к народу нередко обращается сам аятолла Хаменеи. Кто появится завтра перед шиитским сообществом?

Накал страстей

Но вброс информации о смерти состоялся. Источники – оппозиция и израильские СМИ.

Во-первых, не исключено, что оппозиция заинтересована в расшатывании ситуации: сегодня в стране начался процесс по иску одного из лидеров, экс-кандидата в президенты Исламской Республики Мехди Кярруби. Он обвиняет власти в жестоком обращении с представителями оппозиции. В частности, по его данным, некоторые оппозиционеры, находящиеся под стражей, подвергаются пыткам и издевательствам. Кярруби, напомним, занял четвертое место на выборах в президенты. И обвинил власти в фальсификации итогов голосования. Оппозиция призвала к массовым акциям неповиновения, десятки оппозиционеров были арестованы. Теперь их защищает Кярруби.

Во-вторых, в дестабилизации ситуации может быть заинтересован и Израиль, через СМИ которого прошла информация о смерти Хаменеи. У него свой резон: на 19 октября назначены международные переговоры по иранскому атому. В случае успеха ИРИ получает серьезный шанс начать сотрудничество с мировым сообществом, которое в конечном счете приведет к отмене санкций. Израиль, имеющий много претензий к Ирану, возможно, не заинтересован в таком ходе событий.

И третье, именно по этой же причине – из-за переговоров по атому – официальный Тегеран может держать до поры в секрете информацию о состоянии здоровья своего духовного лидера. Вес спикера от Тегерана на этих чрезвычайно важных для страны переговорах будет значительно меньшим, если это будет посланец страны, где царит политический кризис. А потеря лидера, или его нездоровье, или даже пустые слухи о том, что с ним что-то произошло, – уже повод для хаоса. Именно поэтому на улицах Тегерана так много спецслужб и басиджей.

В случае если пост лидера Ирана становится вакантным, совет экспертов – духовных владык нации – должен выбрать преемника. Причем дискуссия в совете обещает быть непростой. И вот почему: в совете 86 человек, этот орган власти в значительной степени расколот прошедшими выборами президента ИРИ. Тогда оппозиция заявила, что результаты голосования были сфальсифицированы, и вывела своих сторонников на улицы Тегерана; в ходе беспорядков погибли не менее 85 человек. Али Хаменеи в этом споре поддержал Махмуда Ахмадинежада, объявленного победителем выборов.

Ряд пользующихся серьезной поддержкой аятолл оказались на стороне оппозиции. Самый страстный из них – Хашеми Рафсанджани, глава совета экспертов и один из самых богатых в Иране людей. Правда, тогда ему удалось расколоть совет, но не получилось склонить на свою сторону большинство аятолл. И президентом стал Ахмадинежад. Теперь политическая дискуссия среди высшего духовенства может начаться с новой силой. И ее результат для Ирана непредсказуем.