Бегство «Карфура»

Екатерина Шохина
16 октября 2009, 19:10

Carrefour не смогла адаптироваться к России, несмотря на то что успешно ведет бизнес в Азии и Латинской Америке. Изменить утвержденные планы экспансии одной из крупнейших публичных компаний практически нереально. Но мы сделали это. Похоже, Россия не заинтересована в инвестициях.

Carrefour, крупнейший европейский ритейлер и второй в мире, не выдержала российских реалий и покидает нашу страну через четыре месяца после открытия первого гипермаркета в Москве и через месяц после открытия гипермаркета в Краснодаре. По последним данным, уже идет сокращение сотрудников магазинов, все инвестиции заморожены.

Неделю назад компания сообщала, что заключила договор аренды со столичным «Ривер моллом» (торговый центр на территории ЗИЛа), где Carrefour должна была разместить гипермаркет на 14 тыс. кв. м в 2011 году. А к концу этого года должна была открыть третий магазин в Липецке.

В сентябре гендиректор Carrefour в России Хакобо Кайер сообщил, что результаты работы московского гипермаркета превзошли все самые оптимистичные ожидания и уже через несколько недель компания обнародует свой долгосрочный бизнес-план по России. В связи с этим вчерашнее сообщение о том, что Carrefour уходит и продает свои магазины, прозвучало как гром среди ясного неба. Особенно если учесть, что компания – крупнейшая, серьезнейшая, публичная – приход в Россию запланировала еще пять лет назад. И вот так в один миг решила все бросить. От иностранцев никто такого не ожидал. Ритейлеры, которые открывались здесь в кризис (например, H&M в начале весны) говорили о том, что если решение принято и согласовано с акционерами, то оно будет выполнено, даже если случится всемирный потоп. Получается, Carrefour из России выгнали какие-то чудовищные обстоятельства.

В российском представительстве Carrefour уход не комментируют. А в отчете за девять месяцев материнской компании говорится, что «компания решила продать бизнес в России по причине отсутствия перспектив органического роста и возможностей совершать сделки по поглощениям в краткосрочной и среднесрочной перспективе, что позволило бы Carrefour занять лидирующие позиции на рынке».

По мнению наблюдателей рынка, на уход Carrefour повлияли сразу несколько обстоятельств.

Обстоятельство первое – Carrefour в России восприняли без энтузиазма. Во многом это было связано с непонятной ценовой политикой компании. По наблюдению корреспондента «Эксперта Online», цены в обоих открывшихся магазинах превышали средние по гипермаркетам. В Краснодаре, например, в разгар сезона местные помидоры продавались по 60 рублей за килограмм, а парниковые – по 40 рублей, в то время как средняя цена в Краснодаре – 15-20 рублей. В Москве цены скакали – на одни и те же продукты то увеличивались, то уменьшались, что не могло радовать постоянных покупателей, а именно на них – жителей близлежащего района и рассчитывали французы. В результате многие кассиры даже в выходные дни скучали.

Скорее всего, ценовые фокусы были делом рук российских менеджеров, которые еще в самом начале меняли в сторону увеличения цены на рекламные продукты, проходившие по акции. Сложно предположить, какой ущерб понесла компания.

В то же время Краснодарский край для открытия второго гипермаркета был выбран неудачно. Более насыщенный торговыми сетями регион сложно найти. Да и в Москве, по мнению экспертов, конкуренцию с «Ашаном» Carrefour явно не выдерживала. «Шансы войти в лидеры сегмента были ничтожно малы, а акционерную стоимость создает заметный бизнес в том или ином регионе», – отмечает руководитель отдела аналитики ИА INFOLine Михаил Бурмистров.

Обстоятельство второе – без покупок шансов завоевать весомые позиции у Carrefour практически не было. А международный гигант был нацелен только на лидерство. «Причина в том, что они не смогли никого купить тут. А без покупок, открывая по одному-два-три магазина в год, они только через 100 лет смогли бы сравняться с ведущими игроками», – поделился своим мнением с «Экспертом Online» топ-менеджер одного из ритейлеров.

Ранее в планах французской группы была покупка петербургской сети гипермаркетов «Лента», однако из-за кризиса ее акционеры свернули переговоры с инвесторами, а позднее продали 35,4% акций фондам «ВТБ капитал» и TPG Capital. Весной Carrefour вела переговоры о покупке доли Александра Занадворова в «Седьмом континенте», однако стороны не договорились о цене и сделка также не состоялась. «Много ритейлеров не прочь продаться, но их привлекательность меркнет из-за огромных долгов, непрозрачности и весьма сомнительных перспектив дальнейшей деятельности», – отмечает Бурмистров. На «Седьмой континент» смотрели и другие крупные игроки, но покупать никто не захотел, чтобы не выбросить деньги на ветер и самим не погибнуть.

Обстоятельство третье – ключевое: плачевные перспективы работы в России в свете обсуждаемого ныне закона «О торговле». «Думаю, на Carrefour произвело неприятное впечатление сложное и муторное обсуждение закона „О торговле”, где ее голос вряд ли что-то значил», – говорит Бурмистров. Но это мягко сказано. Фактически Carrefour стало понятно, что развиваться и наращивать обороты, как в других странах, она тут не сможет, сделать ставку на продукцию privat lable, как во всем мире, ей тут никто не даст (предлагается ограничение 15%, а это, между прочим, поддержка российских фермеров), торговые наценки будет регулировать государство. В сентябре «Эксперт Online» попросил поделиться Кайера своим мнением о законе о торговле. Ответ был уклончивым: «Мы пока только пришли на рынок, в других странах тоже есть ограничения». С тех пор вести о новых ограничениях приходили чуть ли не каждый день. По словам совладельца сети «Магнит» Сергея Галицкого, еще одним неприятным сюрпризом для компании стало слишком долгое оформление в России недвижимости и земельных участков под собственные магазины.

Получается, что причин оставаться в России у компании действительно не осталось и появилось желание бежать как можно скорее. «Пока что Carrefour все же потеряла не так много (официально на открытие двух магазинов она потратила 16 млн евро, не считая штрафа за расторжение договоров будущей аренды и расходов на благотворительность, а оборот компании по всему миру за девять месяцев 2009 года составил 70,2 млрд евро – „Эксперт Online»)», – отмечает Бурмистров.

Рисковать и надеяться на будущее не позволил и общемировой кризис – компания за девять месяцев показала общее снижение продаж (минус 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года), в связи с чем акционеры решили не оставлять себе убыточный бизнес в непредсказуемой среде. При этом на других развивающихся рынках Carrefour остается; сеть зафиксировала там рост продаж: в Бразилии – на 14,8%, в Китае – на 7,1%.
«Надеюсь, что Carrefour станет уроком для власти, которая во время кризиса не улучшает, а ухудшает инвестиционный климат. Изменить долгосрочные планы крупнейшей западной компании очень сложно, но мы смогли это сделать. Хорошо бы власть наконец задумалась, что надо конкурировать за инвестиции на уровне страны, потому что вместо стран БРИК для инвесторов останутся страны БИК», – говорит Бурмистров. Но надежд на это мало. Несмотря на угрозы прекращения дальнейших инвестиций, ИКЕА продолжают ставить палки в колеса. Wall Mart к России присматривался, но не пришел.