Сечинский призыв

16 октября 2009, 18:32

Премьер-министр России Владимир Путин сделал шикарный подарок своему заместителю Игорю Сечину, возглавляющему совет директоров ОАО «Интер РАО ЕЭС»: этой компании планируется передать акции во всех генерирующих компаниях, оставшихся у государства после ликвидации РАО «ЕЭС России». Эту информацию подтвердила представитель Минэнерго Ирина Есипова, сказавшая, что «министерство прорабатывает этот вопрос в соответствии с поручением». Совокупная стоимость этих активов сейчас составляет 3,3 млрд долларов, что в два раза превышает нынешнюю цену самого «Интер РАО».

Согласно попавшей в прессу переписке, в собственность экспортно-импортного оператора российской электроэнергетики перейдут те пакеты акций, которые после кончины РАО ЕЭС по разделительному балансу отошли к другим государственным энергокомпаниям – Федеральной сетевой компании (ФСК) и «Русгидро». На балансе первой компании сейчас находятся пакеты в ТГК-6 (23,6% акций) и Волжской ТГК (32,2%, оба пакета не выкуплены «КЭС-холдингом»), а также в ТГК-11 (27,5%), ТГК-12 (18,9%), ОГК-1 (40,2%), ОГК-6 (9,6%), «Мосэнерго» (3,4%), Сангтудинской ГЭС-1 (14,4%) и «Башкирэнерго» (50%). На балансе гидроэнергетиков – 21,7% акций в ОГК-1. Кроме того, «Интер РАО» получит 26,4% в ТГК-5 (компания контролируется КЭС) и 41% в «Иркутскэнерго» Олега Дерипаски, которыми сейчас владеет Росимущество. Механизмом воплощения этого плана в жизнь выбрана допэмиссия акций «Интер РАО». Сейчас она проводится в пользу Внешэкономбанка, у которого после этого будет блокирующий пакет холдинга. Еще 57% акций принадлежат госкорпорации «Росатом». Следующая допэмиссия, которая, по словам представителя компании Бориса Зверева, будет проведена в 2010 году, и позволит «Интер РАО» обрести перечисленные активы. При этом ФСК и «Русгидро» обменивают принадлежащие им сейчас доли в ОГК и ТГК на акции «Интер РАО», которые потом переводятся напрямую в собственность РФ. В итоге, по мнению Игоря Сечина, рыночная стоимость энергохолдинга поднимается почти до 14 млрд долларов, электростанции, в которых будет доля «Интер РАО», «будут управляться эффективно», а затем, по мере восстановления рыночной конъюнктуры, пакеты акций в ТГК и ОГК можно будет с выгодой продать.

По поводу эффективности управления – да. ОГК-1, оперативное управление которой перешло в руки «Интер РАО» еще зимой, в течение девяти месяцев этого года демонстрирует наиболее впечатляющие результаты по динамике чистой выручки среди всех отечественных тепловых генерирующих компаний. По поводу увеличения капитализации – тоже да, поскольку в наших условиях она будет расти пропорционально каждому присоединенному активу. Однако дальше начинаются вопросы.

В постреформенной энергетике в «Интер РАО» никогда не скрывали своих амбициозных планов превратиться из импортно-экспортного оператора российской электроэнергии в глобального энергетического игрока. Для этого нужны генерирующий мощности, поэтому в компании подчеркивали, что в течение нескольких лет намерены увеличить мощность своих электростанций с 8 ГВт (из которых в России – только 1,5 ГВт) до 30 ГВт. Это больше, чем у самого «Росатома» и даже у самой крупной российской генерирующей компании – «Русгидро» (у нее сейчас 25 ГВт, включая простаивающую Саяно-Шушенскую ГЭС). Плюс к этому к 2016 году компания намерена в 15 (!) раз увеличить объем торговли электроэнергией. Поэтому крайне маловероятно, что, получив пакеты акций в генерирующих компаниях, «Интер РАО» будет их затем продавать. Скорее наоборот – она будет стремиться увеличить свое присутствие в их уставном капитале, что сейчас и происходит с ТГК-11. При этом сразу возникает вопрос и с ФСК, и с «Русгидро», которые все еще надеются получить за эти пакеты акций деньги для финансирования своих инвестпрограмм. «Сетевики», например, рассчитывали выручить за свою долю 85 млрд рублей (в докризисных ценах). С одной стороны, перевод их доли в «Интер РАО» после обмена акциями «в собственность РФ» может означать прямой выкуп государством этих акций, что закончит начатую в июле 2008 года (время ликвидации РАО ЕЭС) комбинацию. С другой – в условиях недостатка бюджетных денег у федеральных чиновников всегда будет соблазн провести эту сделку без денег, предложив заменить их, например, увеличением тарифов на гидрогенерацию и транспортировку электроэнергии по магистральным сетям.