«Мы последние два года старались не акцентировать внимание на этом и решить все в рамках переговоров. Но наши возможности иссякли, и данные нам предложения никогда не могут быть приняты» – так охарактеризовал Ильхам Алиев на последнем расширенном заседании правительства нынешнее состояние турецко-азербайджанских переговоров по транзиту газа через территорию Турции. Напомнив, что республика готова уже сегодня экспортировать свой газ в страны Евросоюза и располагает для этого и сырьевой базой, и необходимой инфраструктурой, азербайджанский лидер заявил, что основным препятствием для этого является позиция Анкары.
«Мы соблюдаем свои национальные интересы, и эти интересы основываются на международной практике и по цене, и по тарифам. Ни для кого не секрет, что Азербайджан долгие годы поставляет газ Турции по цене лишь в одну треть от мировых. Какая страна будет рада продавать свои ресурсы по цене в 30% от мировых? Это не укладывается ни в какую логику», – пояснил Алиев. Он подчеркнул, что с апреля прошлого года по сегодняшний день проведенные переговоры не дали никаких результатов. «Мы хотим даже не мировых цен, но хотя бы приближенных к ним. Пусть наш газ будет продаваться Турции не по цене российского, но хотя бы на 8-10% меньше, но не на 50%. Какая страна на это согласится?» – подчеркнул президент Азербайджана.
По словам Алиева, сегодня ЕС в целом и отдельные страны готовы покупать азербайджанский газ, а иностранные компании приступить к разработке месторождения Шах-Дениз. «Они готовы вложить в этот кризисный период минимум 20 млрд долларов. Но эти искусственные преграды нам мешают. Нас не устраивает цена, по такой предлагаемой (Турцией) цене мы никому не продадим наш газ. А также не устраивают тарифные ставки. Предлагаемые нам за транзит тарифные ставки на 70% превышают аналогичные ставки по региону. Почему мы должны на это идти?» – сказал президент.
При этом азербайджанский лидер напомнил, что для экспорта газа имеются и другие пути. «Между Россией и Азербайджаном нет транзитных стран, есть газопровод, предлагаемая нам цена рассчитывается по мировой формуле, и это хорошая цена. И зачем мы должны отказываться?» – сказал Алиев. «Другим вариантом является Иран. По этому вопросу также серьезно ведем работу. Здесь также нет транзитных стран и есть газопровод. Там необходимы некоторые работы по инфраструктуре, ремонт газопровода, но это технический вопрос. Иранский рынок довольно большой. Они покупают у Туркменистана газ, почему бы у нас не покупать?» – отметил президент Азербайджана. Еще одним вариантом, по его словам, является экспорт газа через черноморские порты. «Мы и это обсуждаем. Это не наша инициатива, как и в случае продаж газа России и Ирану. Этот проект пока на уровне мысли. Это предложение нам поступило, тут нужно все серьезно изучить. Принципиально мы на это согласны. Мы провели серьезные обсуждения в ходе моего визита в Румынию, и с Болгарией обсуждаем», – сказал Алиев.
Как отмечает ведущий консультант компании «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев, позицию Азербайджана вполне можно понять. Производители газа вынуждены неизбежно договариваться с транзитными странами. Для России это – Украина, Белоруссия и Польша, для Азербайджана – прежде всего Турция. Учитывая то, что турецкое направление было для Азербайджана приоритетным и сама Турция это осознавала, долгое время цены как закупки, так и транзита газа были ниже рыночных. Когда же появилась реальная альтернатива в виде российской закупки, ситуация стала меняться. «Сейчас, когда решается вопрос о заполнении как Nabucco, так и South Stream, прикаспийские экспортеры газа могут выбрать более выгодного покупателя. Представляется, что недавно заключенное с Россией соглашение будет для Азербайджана хорошим аргументом для переговоров с Турцией», – считает аналитик. Что же касается российских интересов, то, по его мнению, выборка газа и у Туркмении, и у Азербайджана может повлиять на выбор европейских партнеров в пользу «Южного потока», поскольку при отсутствии гарантий заполнения альтернативной трубы Nabucco этот проект для инвесторов будет менее интересным, как медленно окупаемый.
Директор департамента НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток напоминает, что участие Азербайджана в проекте Nabucco считалось делом решенным. Однако при приближении сроков его реализации противоречия Баку и Анкары постепенно вышли на первый план. «На сегодняшний день Азербайджан является фактически единственной страной, давшей твердые гарантии по поставкам в газопровод Nabucco. Без этого газа реализация многомиллиардного проекта затормозится, – уверен аналитик. – Баку, делая громкие заявления о газовых проблемах, судя по всему, рассчитывает, что ЕС сможет надавить на Анкару в данном вопросе».
«Если Турция серьезно настроена на продолжение и развитие братских отношений с Азербайджаном, то она, возможно, пересмотрит свою политику по газовой трубе и серьезно вернется к столу переговоров», – заметил в интервью информационному порталу Day.az руководитель российско-евразийского направления в The Heritage Foundation Ариель Коэн. По его мнению, если Турция будет продолжать ориентироваться на российский и иранский газ, это может привести не только к ухудшению турецко-азербайджанских отношений, но и к ухудшению американо-турецких отношений, потому что Соединенные Штаты до сих пор считают Турцию надежным союзником, а также ориентировались на иракский, азербайджанский и туркменский газ и проект Nabucco. «Эволюция Турции как союзника США – как геополитическая, так и ценностная, вызывает серьезные вопросы как в Баку, так и в Вашингтоне», – отмечает он. Коэн считает, что слова Ильхама Алиева – это сильный сигнал Анкаре, который нужно интерпретировать на фоне турецко-армянского сближения и политики Турции по отходу от сотрудничества с западными державами, включая Израиль.
Отметим, что в своем выступлении президент Азербайджана ни словом не упомянул недавнее подписание протоколов об установлении дипломатических отношений и возможном открытии границ между Турцией и Арменией. Впрочем, делать это ему было совершенно необязательно – в случае нормализации отношений Еревана и Анкары без решения карабахской проблемы про популярный азербайджано-турецкий лозунг «Одна нация – две страны» можно будет надолго забыть и не используя газовый аргумент.