Свой уран не отдаст, от чужого не откажется

Евгения Новикова
20 октября 2009, 15:57

Неожиданный поворот на технических переговорах по ядерному топливу Ирана, проходящих под эгидой МАГАТЭ. Иран внезапно сменил позицию: он не отдаст свое низкообогащенное ядерное топливо на дообогащение за рубеж. И не хочет снизить свои ядерные запасы. Напротив, вопреки ожиданиям мирового сообщества, Тегеран заявил о намерении покупать обогащенный уран.

Ясная схема

В штаб-квартире Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене проходит второй тур переговоров по ядерной программе Ирана. В центре внимания — вопрос переработки низкообогащенного иранского урана. Согласно предварительной договоренности, достигнутой на встрече «шестерки» международных посредников с представителями ИРИ в начале октября, Тегеран согласен перерабатывать свое 3–5-процентное ядерное топливо на российских предприятиях. Схема представляется несложной: РФ дообогащает уран с 3–5 до 19,75%, направляет его во Францию, где изготавливают специальные ТВЭЛы для загрузки в иранские реакторы.

США поддержали предложение об обогащении иранского урана в России и Франции с целью его дальнейшего использования в мирных целях. Об этом заявил официальный представитель госдепартамента Иэн Келли.

В МИД РФ накануне переговоров заявляли, что «успех этого проекта придаст позитивную динамику усилиям по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы». Так, по крайней мере, говорил официальный представитель МИД Андрей Нестеренко: «Это станет важным практическим шагом по восстановлению доверия к исключительно мирному характеру ядерной деятельности Тегерана».

Важность вопроса столь высока, что от МАГАТЭ его взялся курировать лично глава этой организации Мохаммад аль-Барадэи. Мир заинтересован в том, чтобы уменьшить в Иране запасы выработанного топлива и удовлетворить его потребности в обогащенном уране, лишив в то же время мотивации к самостоятельному обогащению.

Тегеран утверждает, что нуждается в обогащенном уране, поскольку должен производить медицинские изотопы. По оценкам, имеющегося ныне урана ИРИ хватит еще примерно на полтора года, поэтому решать вопрос надо достаточно быстро, иначе реактор придется останавливать, что нанесет значительный ущерб иранской радиофармацевтике. Эксперты исходят из того, что Ирану нужно 116 кг свежего топлива, для чего требуется около 1200 кг сырья. Согласно оценкам МАГАТЭ, к настоящему времени Ирану удалось выработать около 1500 кг сырья с использованием газовых центрифуг в Натанзе.

Тревожные реалии

Но оказалось, что ИРИ вовсе не собирается дообогащать свое топливо, а намерено просто закупать дополнительно обогащенное у третьих стран. Об этом заявил представитель Ирана на переговорах замглавы МИД Али Ашгар Солтание. Он указал, что согласие страны на закупку ядерного топлива в других странах не означает, что Иран прекратит деятельность по обогащению урана на своих территориях, подчеркнув, что Тегеран «ни при каких условиях не откажется от своего права». И в очередной раз пригрозил: если переговоры о закупках обогащенного урана в других странах не дадут ожидаемого результата, то Иран сам произведет 20-процентный уран. Об этом сообщает иранское Press TV.

Кроме того, иранская делегация поставила переговорщиков в известность, что отказалась от услуг Франции, сославшись на то, что «Париж не смог справиться с поставками урана в прошлом».

Иными словами, позиция страны изменилась: Тегеран не готов подписать соглашение, которое смогло бы разрешить кризис вокруг ядерной программы Ирана и в последующем способствовать снятию санкций с этой страны.

Отметим, состав иранской делегации и ее глава сменились со времен переговоров с «шестеркой». Ранее ее возглавлял секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ Саид Джалили. Теперь кроме замглавы МИД Солтание в нее входят Хамид Реза Ашгари, глава Иранского агентства по атомной энергии, Мехди Ханики, исполнительный директор этой организации. Отметим, Ашгари заменил Али Акбара Салехи, который ранее возглавлял Иранское агентство по атомной энергии и в этой должности вел в Вене переговоры.

Несмотря на такой ход переговоров, аль-Барадэи заявил, что все прошло очень конструктивно. «Переговорам в Вене между иранской делегацией и представителями Франции, России и США дан хороший старт», — сказал он. Правда, вид у него был совсем не веселый. Ясно, что переговорщики готовы бороться до победного конца с собеседниками из Ирана. Похоже, что длительность заседания в Вене не ограничится двумя днями.

Запад не верит в мирный характер ядерной программы и подозревает его в изготовлении атомной бомбы. Пока что, по данным разведок и МАГАТЭ, до обогащения урана до 87% говорить рано. Но если в ходе переговоров не удастся прийти к одному знаменателю, то Тегеран, как обещает, начнет развивать мощности для дообогащения урана. И будет считать, что мировое сообщество его вынудило к такому шагу.