Остановка не по требованию

22 октября 2009, 15:20

«Р

усгидро» ставит под вопрос обоснованность требований «Русала» о компенсации 26,8 млн рублей в связи со сбоем в подаче электроэнергии из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

Катастрофа на Енисее, ущерб от которой, по предварительным данным, составил не менее 40 млрд руб., выявила пока только одну безоговорочно пострадавшую компанию со стороны третьих лиц — МУП «Енисейводоканал». Из-за разлившегося по Енисею в результате аварии масла у этой компании вышли из строя насосы. Свои убытки «Енисейводоканал» оценил в 5,5 млн рублей, и не исключено, что именно его претензия будет удовлетворена. Во всяком случае, она попадает под понимание страхового случая — налицо прямой имущественный ущерб.

А вот заявленные «Русалом» убытки на 26,8 млн рублей в связи с этой аварией не находят понимания у энергетиков. «Русал» утверждает, что «Русгидро» нарушило обязательства по поставке электрической энергии соответствующего качества, из-за чего произошел угар металла, на час остановился завод. «Пришлось проводить ремонт оборудования, рабочие выходили в неурочное время, им заплатили за сверхурочную работу и премии на сумму без малого 4 млн рублей и т. д., и вот сейчас “Русал” хочет, чтобы мы все это им компенсировали», — поясняет ситуацию Сергей Теребулин, начальник департамента корпоративных финансов «Русгидро». В ответ на это производители электроэнергии выдвигают свои контраргументы. «У “Русала” должны быть резервные каналы энергоснабжения: если не получают электроэнергию по одному каналу, должны моментально переключиться на другой», — говорит Теребулин.

«Русгидро» пока претензию «Русала» не признает. Энергетики ссылаются на то, что в данный момент у них нет ответа на вопрос о том, чья эта сфера ответственности — риск перебоя энергоснабжения: потребителя, производителя, сетевой организации или системного оператора. Дело за юристами, которые должны дать ответ на этот вопрос.

Примечательно, что за те два месяца, что прошли с момента аварии, больше никто из третьих лиц за компенсацией ущерба в «Русгидро» не обращался: ни фермеры, ни какие-либо другие компании, хотя в свое время сообщалось о гибели в Енисее того же промыслового лосося. Поэтому в компании надеются, что имеющегося лимита по страхованию ответственности 30 млн рублей им будет достаточно, чтобы рассчитаться по претензиям. Однако уже на следующий год «Русгидро» предполагает увеличить свои лимиты по страхованию ответственности. Насколько — вопрос пока обсуждаемый, и точный ответ на него будет известен в ближайшее время, после того как совет директоров утвердит соответствующую программу страховой защиты.