Дрезденский процесс

Сергей Сумленный
26 октября 2009, 18:20

В Дрездене начался судебный процесс, всколыхнувший Европу. Перед судом предстал 29-летний немец, выходец из России, зарезавший в здании суда 31-летнюю беременную египтянку.

Здание суда в целях безопасности перед началом процесса оцепили 200 полицейских. Кроме того, немецкая казна тратит ежедневно сотни евро на безопасность подсудимого Алексея В. (по традиции фамилия подозреваемого не называется). Одна только установка пуленепробиваемой стеклянной стены, закрывающей обвиняемого от публики, обошлась суду Дрездена в 50 тыс. евро. Повышенные меры безопасности объяснимы – процесс над Алексом В. – не только самый громкий за последний год в Германии, он еще и привлекает повышенное внимание всего исламского мира.

Алексея В. обвиняют в жестоком убийстве египтянки, Марвы Эль-Шербини, произошедшем 1 июля 2008 года в зале суда в том же Дрездене. 31-летняя Марва Эль-Шербини могла бы быть идеальным примером того, как выросшая в исламской стране женщина сочетает в себе европейское образование и открытость миру с верностью исламским традициям. Рожденная в семье ученых-химиков в египетской Александрии, Марва закончила международную англоязычную школу English Girls College, а затем получила высшее образование в области фармацевтики. Семь лет она играла в женской сборной Египта по гандболу. В 2005 году она вместе со своим мужем, ученым-генетиком, поехала в Германию, куда ее муж Элви Али Оказ был приглашен для работы над проектом в институте Макса Планка. 1 июля 2008 года история успеха Эль-Шербини прервалась – ее зарезал неонацист Алекс В.

История конфликта

Убийству предшествовал судебный процесс об оскорблении, в ходе которого египтянка выступала истцом, а немец – ответчиком. В августе 2008 года Алекс В., немецкий этнический переселенец из Перми, по словам тогда еще живой Марвы, набросился на нее с оскорблениями на детской площадке, где Марва гуляла со своим двухлетним сыном. По словам Марвы и свидетелей, Алекс В., качавший на качелях детей своей сестры, на просьбу Марвы разрешить покачаться и ее сыну, назвал ее «террористкой», «исламисткой» и приказал ей «убираться» с площадки, так как не хочет, чтобы его племянники видели женщину, носящую исламский платок. Марва Эль-Шербини подала на Алекса В. в суд. На суде Алекс В. заявил, что является сторонником неонацистской партии НДПГ и что он не хочет, чтобы немцы смешивались с мусульманами и неевропейцами. По словам Алекса В., мусульмане являются «чудовищами» и должны быть изгнаны из Германии. После этого Алекс В. выхватил пронесенный 18-сантиметровый кухонный нож, набросился на Марву на глазах ее мужа и трехлетнего сына и нанес ей 16 ножевых ранений. Марва, беременная на третьем месяце, скончалась от ножевых ранений. Ранения получил и ее муж, пытавшийся остановить убийцу.

Убийство Марвы всколыхнуло не только немецкое общество, но и исламский мир. В Египте прошли многотысячные демонстрации, на которых называли Марву «мученицей, убитой за то, что носила платок».

 

 pic_text1 Фото: spiegel.de
Фото: spiegel.de

Судебный тупик

Неудивительно, что арабский мир, пристально следящий за нынешним процессом, уже настроен на скептический лад. По словам источников, близких к суду, судья, ведущий процесс над обвиняемым в убийстве Алексом В., поставлен в крайне сложное положение – вероятно, любое его решение будет воспринято за рубежом как излишне мягкое. Опасения суда тем более обоснованны, поскольку на египетских интернет-сайтах уже размещены призывы убить Алекса В., убийцам обещается денежное вознаграждение. Вдовец Марвы Эль-Шербини выступил с заявлением, осуждающим подобные призывы, однако неясно, насколько его слова могут остудить горячие головы.

Между тем судья может оказаться загнанным в окончательный тупик. Сегодня стало известно, что защита Алекса В. подала прошение о признании обвиняемого недееспособным. По словам защиты, еще в 1999 году, будучи российским гражданином, Алекс В. был освобожден от службы в российской армии по психическому заболеванию. Таким образом, по мнению защиты, он не может отвечать за убийство Марвы.

Алекс В. приехал в Германию в 2003 году по программе переселения этнических немцев. В 2006 году он окончил курсы оператора автопогрузчика. Свидетели показали, что он как минимум дважды угрожал окружающим ножом: один раз на курсах оператора погрузчика, другой раз – на интеграционных курсах, предлагаемых иммигрантам. Процесс над Алексом В. должен закончиться зимой 2009-2010 года. Максимальное возможное для Алекса В. наказание – пожизненное заключение (чаще всего осужденного на пожизненное заключение выпускают на свободу после отбытия в тюрьме 25 лет).