Проверка сбытовой сети АвтоВАЗа, которую завод начал в начале года, выявила недостачу 7459 автомобилей. За 564 машины производитель деньги получил, остальная пропажа не обнаружена.
Потери ВАЗа с начала года составили 2,24% годового плана производства (в 2009 году тольяттинский автогигант планирует выпустить 330 тыс. автомобилей), или более 1,7 млрд рублей в денежном выражении. По февральской отчетности, автоконцерн недосчитался 4530 машин. Большая часть – 4147 автомобилей – пропала со складов дилера-банкрота «Элекс-Полюс». Затем обнаружилась пропажа еще почти тысячи отгруженных авто у пяти дилеров, в том числе – в компании «Саратов-Лада», входящей в дочерний вазовский холдинг «Лада-сервис». По последним данным, ВАЗ выявил недостачу еще 2365 автомобилей. Уголовные дела против дилеров не заведены, их руководители пока только подозреваются в нарушении статьи УК РФ «Злоупотребление полномочиями».
Начинать поиски надо, по-видимому, в структурах самого АвтоВАЗа. На заводе была принята следующая схема продаж: ВАЗ отгружал машины и передавал паспорта транспортного средства (ПТС) управлениям региональных продаж (УРП, являются подразделениями или дочерними компаниями завода, выполняют также складские функции). Со складов управлений машины и ПТС должны были уходить дилерам только после 100-процентной оплаты заводу или УРП. Однако в ряде случаев руководителем УРП и дилерской компании был один и тот же человек, что делало схему продаж практически бесконтрольной. Такое совместительство было принято в саратовском УРП и компании «Саратов-Лада», ростовском УРП и «Ростов-Лада», сочинском управлении и «Сочи-Лада». Правда, автомобили пропадали и там, где не было совмещения должностей.
На АвтоВАЗе причины недостач пока объяснить не могут. Зато отмечают, что «отсутствие машин зафиксировано примерно на десяти предприятиях, что не дает повода делать выводы о неуправляемости всей сервисно-сбытовой сети ВАЗа (около 440 дилерских центров)». «Сам факт инициированной АвтоВАЗом проверки свидетельствует как раз об обратном: завод постоянно контролирует деятельность товаропроводящей системы», – отметил представитель пресс-службы автогиганта «Интерфаксу». Однако размер недостачи может оказаться и больше: в августе к заводской проверке присоединилась прокуратура, которая свою работу еще не закончила. Как ранее сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах Самарской области, общий объем недостач ВАЗа может составить около 15 тыс. товарных автомобилей. Инвентаризация сервисно-сбытовых компаний продолжится до конца ноября. Об окончательных результатах проверки АвтоВАЗ сообщит в декабре 2009 года.