Это их рынок

Василий Каснакин
27 октября 2009, 21:40

Третий квартал года не перестает радовать отчетами крупнейших мировых IT-компаний. Впереди паровоза несутся поисковые системы с доходами от рынка контекстной рекламы. Он демонстрирует рост, несмотря на падение в остальных секторах медиарынка. Остается только один вопрос: сможет ли благоденствие поисковиков поддержать непосредственных производителей контента?

Сегодня китайская система интернет-поиска Baidu Inc. обрадовала хорошими показателями и огорчила снижением прогноза. Чистая прибыль компании выросла на 42% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Она оставила 492,9 млн юаней (72,2 млн долларов), или 14,14 юаня (2,07 доллара) на акцию, по сравнению с 347,9 млн, или 10 юаней на акцию, за аналогичный период прошлого года. Как уже часто случается, результаты превзошли прогнозы аналитиков, по данным Reuters, средний прогноз экспертов — 1,83 доллара на акцию.

Выручка компании в третьем квартале увеличилась на 39% — до 1,28 млрд юаней (187,3 млн долларов), а количество клиентов онлайновой маркетинговой службы Baidu выросло на 11% — до 216 тыс., соответственно, выручка в расчете на клиента поднялась на 26%.

Единственным отрицательным фактором стало снижение прогнозных результатов года. Согласно собственному прогнозу, выручка Baidu Inc. в четвертом квартале этого года составит 174–180 млн долларов, что ниже прогнозов экспертов, которые считают, что компания должна получить примерно 205 млн долларов. Слабый прогноз Baidu на текущий квартал привел к падению стоимости акций компании в понедельник на 13,2%.

«В данном случае речь может идти о том, что рыночные эксперты закладывали в свои оценки существенный рост доходов от запуска новой рекламной системы Phoenix Nest. Однако, как выяснилось, полный переход на нее произойдет только 1 декабря, то есть квартальный эффект будет меньше ожидаемого», — объясняет произошедшее аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова.

Второй квартал подряд положительную тенденцию демонстрирует «вечный страдалец» поискового бизнеса компания Yahoo! Inc. Чистая прибыль американского поисковика в третьем квартале 2009 года выросла втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 187,8 млн долларов, или 13 центов на одну обыкновенную акцию, против 54,3 млн долларов в третьем квартале 2008-го. Правда, выручка Yahoo! Inc. сократилась на 12% по сравнению с результатом за аналогичный период прошлого года, до 1,58 млрд долларов. Трехкратный рост прибыли объясняется продажей доли в китайской Alibaba.com. Однако доходы от текущей деятельности также показали рост — операционная прибыль Yahoo! Inc. выросла на 30%, до 91 млн долларов. На фоне некоторого падения продаж рекламы компания смогла увеличить операционную прибыль, сократив расходы. В целом Yahoo! Inc. удалось превысить прогноз аналитиков, опрошенных Reuters, — прибыль около 7 центов на акцию. Прибыль компании растет уже второй квартал подряд после пережитого компанией в первом квартале сокрушительного обвала, когда этот показатель рухнул на 78%.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть итоги третьего квартала компании Google, которые все расценили как однозначный позитивный сигнал. Google получила в третьем квартале рекордную прибыль 1,64 млрд долларов, продемонстрировав рост на 27% по сравнению с этим же периодом прошлого года. Столько интернет-компания не зарабатывала за всю историю своего существования. «В то время как существует большая неуверенность в темпах восстановления экономики, мы полагаем, что период спада находится явно позади нас», — говорит генеральный директор Google Эрик Шмидт. Согласно воодушевившей топ-менеджера отчетности, компания собрала 4,38 млрд долларов выручки по итогам третьего квартала — это на 8,4% больше, чем в третьем квартале прошлого года. Опрошенные Reuters аналитики прогнозировали ее на уровне 4,25 млрд долларов.

Стоит рассмотреть и политику Google, которая позволила компании достичь таких показателей. Операционные расходы компании составили в третьем квартале всего 28% от выручки. Компания сократила свою агрессивную политику найма сотрудников, закрыла некоторые проекты. Сокращение расходов коснулось даже прославленных кафетериев в офисах Google. В целом в этом году капиталовложения снизились на 70% по сравнению с прошлым годом, подсчитали аналитики компании William Blair.

Эксперты объясняют результаты Google не только сокращением издержек компании и восстановлением рекламы в Сети, но и тем, что у Google просто некому было отнять доходы. «У Google сейчас нет никакой конкуренции, Yahoo! постепенно усыхает, Bing (новый поисковик Microsoft. — “Эксперт Online”) недостаточно масштабный», — приводит Reuters слова аналитика Canaccord Adams Колин Гиллис.

Хорошие показатели поисковиков становятся для всех заинтересованных лиц сигналами выхода всей интернет-индустрии из кризиса, и так неглубокого. При этом результаты Baidu оказываются лучше всех. «Безусловно, китайская компания продемонстрировала блестящие результаты как по выручке, так и по чистой прибыли, показав способность контролировать издержки. Baidu выглядит существенно лучше мировых лидеров, основной бизнес которых приходится на США и Европу», — рассказывает Татьяна Менькова. «Например, в США доходы от интернет-рекламы в первом полугодии упали на 5,3%, в то время как в Китае, который оказался в незначительной степени затронутым мировым кризисом, увеличились на 20%», — поясняет она. «Впрочем, последние отчеты всех ведущих компаний позволяют говорить о том, что бизнес поисковых систем успешно прошел кризис и выходит из него», — уверена Татьяна Менькова.

В дальнейшем поисковые системы ждет стабильность, аналитики ZenithOptimedia подсчитали, что в 2009 году рынок интернет-рекламы покажет рост 9,2%. Наибольший рост 20% продемонстрирует сектор контекстной рекламы — золотая жила поисковых машин. А Татьяне Меньковой прогнозы на 2009 год кажутся слишком оптимистичными. «Все-таки более 70% рынка интернет-рекламы приходится на развитые страны, где рынок в этом году просядет на 5–10%», — объясняет аналитик. «Хороший рост в ряде развивающихся стран может частично компенсировать потери, но вряд ли позволит показать рост», — дополняет она.

В ZenithOptimedia посчитали, что уже к 2011 году рынок интернет-рекламы будет занимать 14,9% общего рекламного рынка в мире. Во всех остальных медиа случится настоящий обвал: журналы недосчитаются 20% рекламных бюджетов, газеты — 17%. Схожие тенденции будут наблюдаться и на ТВ, где рост начнется только в 2010 году, и на радио, начало роста прогнозируется на 2011 год. О росте в печатных СМИ все предпочитают скромно молчать.

Отсюда вытекает другая проблема — поисковые системы, в отчетах которых все видят позитивные сигналы, не являются генераторами информации, но собирают сливки с этого рынка. Большинство же генераторов информации — онлайн-варианты печатных СМИ — часто дотируются (не всегда деньгами, а контентом) за счет своих старших братьев и сестер — бумажных журналов и газет. Последние в свете неблагоприятных прогнозов аналитиков вынуждены сокращать штаты, как The New York Times, или переводить свои «представительства в Сети» на платную модель, как News Corp. Руперта Мердока.