Год назад в ходе «пятидневной войны» с Грузией самое большое количество нареканий от российских военных пришлось либо на отсутствие, либо на низкое качество отечественных приборов ночного видения (ПНВ). После чего Минобороны поставило задачу их улучшить. Оказалось (странно, что об этом якобы никто в Минобороны не догадывался), что и то и другое делают под боком у сражавшихся частей – во Владикавказе, на ООО ВТЦ «Баспик». Североосетинское предприятие предложило военным и спецслужбам собственные разработки ПНВ и прицелов безвозмездно (гуманитарная помощь обошлась в 3 млн рублей), передав армии несколько десятков приборов в качестве эксперимента.
В результате только в этом году продукция единственных в России изготовителей МКП для техники ночного видения была наконец оценена по достоинству, и «Баспик» в срочном порядке начал расширять объемы производства. Только за первые четыре месяца текущего года они выросли на 220%. Как сообщил «Эксперту Online» генеральный директор ВТЦ Сослан Кулов, до конца года предприятие рассчитывает достичь уровня реализации фотоэлектронных приборов и аппаратуры, изделий микронанофотоэлектроники и ПНВ на сумму не менее 230-260 млн рублей (160 млн рублей в 2008 году). Кроме того, предприятие сделало широкий шаг на внешние рынки. Уже заключено соглашение с крупнейшим технопарком Германии – берлинским «Алленхоффом» – о совместной разработке уникального микроканального рентгеновского преобразователя изображений с объемом продаж на внешнем рынке не менее 500 тыс. евро в год. Для реализации этого проекта в ближайшее время ожидается открытие в Германии представительства «Баспик-Берлин».
Весной во Владикавказе побывала делегация министерства обороны Турции во главе с начальником департамента управления оборонной промышленности министерства обороны Мете Арсланом, заявившим о намерении подписать контракт с «Баспиком» о покупке МКП и лицензии на их производство. «Для нашей республики подписание контракта между „Баспиком” и турецкой компанией, представляющей оборонную промышленность, – это, во-первых, вопрос престижа республики, а во-вторых, прорыв, подтверждающий, что Северная Осетия – надежный партнер, что здесь можно успешно работать, что здесь есть технологии мирового уровня», – заметил по этому поводу президент РСО-А Таймураз Мамсуров. «Республика характерна тем, что здесь еще в советское время сформировался мощный комплекс электронной промышленности и соответствующая научная база по подготовке кадров, – сообщил министр экономики РСО-А Заур Кучиев. – Сейчас, конечно, она находится в таком состоянии, что ее продукция не востребована и многие предприятия стоят. Прецедент же заключения контракта с турками может стать прологом к возрождению электронной отрасли Северной Осетии».
В настоящий момент с участием «Рособоронэкспорта» (так как это продукция двойного применения) ведутся переговоры о продаже продукции «Баспика» компаниям Турции и Индии объемом до 400 млн рублей. Сегодня практически достигнута договоренность о продаже лицензии на технологию производства МКП на сумму 8-10 млн долларов с одной из турецких компаний, ведутся аналогичные переговоры с фирмами Ирана, США, Швейцарии и Франции.
Два проекта на 10-12 млн долларов представил «Баспик» и в «Роснано». Ведомство Анатолия Чубайса интересуют новейшие электронные изделия (нанопластины, нанофотокатодные преобразователи излучения и др.), по которым у «Баспика» уже существуют научные разработки. Пока компания готовит заявочную документацию.
Микроканальная пластина представляет собой компактный многоканальный стеклянный преобразователь и усилитель распределенных в пространстве потоков заряженных частиц и излучений, состоящих из 7 млн на 1 кв. см идеально подогнанных (точность до 0,5%) сверхминиатюрных канальных электронных умножителей. МКП составляют основу электронно-оптического преобразователя, на базе которого и строится прибор ночного видения. «МКП – это продукция глубокой переработки, – считает Сослан Кулов. – Только пять-шесть фирм в мире могут делать подобное. В том числе и мы. Теперь мы хотим точно такие же волоконно-оптические изделия делать, электронно-оптические преобразователи на их основе, аппаратуру. Это не только ПНВ и прицелы, а интереснейшие электронные приборы для регистрации организованных в пространстве потоков заряженных частиц излучения и получения изображения – к примеру, картины зараженной местности. Металловолоконные пластины, которые могут с помощью ультразвука исследовать то, что происходит за стеной. Рынок этот достаточно большой».
«Баспик» разработал программу развития республиканской наномикрофотоэлектроники под названием «Старт», предусматривающую освоение 10-12 новых технологий и вывод на рынок 35-40 изделий. По ее реализации «Баспик» рассчитывает довести объем продаж до 2,8-3 млрд рублей, а прибыль – до 600-700 млн рублей, организовав около 1,4 тыс. новых рабочих мест. Тем более что новые виды позиционно-чувствительных детекторов (стоимость каждого – 500-8000 долларов) уже разработаны. Их сфера применения – аэрокосмическая, атомная промышленность, экспериментальная ядерная физика.
Для реализации программы необходимо создать действенный инструмент. Наиболее конструктивным, по мнению Кулова, является технопарк под эгидой республиканских властей, который будет состоять из нескольких десятков малых инновационных предприятий и обеспечивающей инфраструктуры – тех остатков электронной базы РСО-А, которые еще сохранились. Ведь до развала СССР 35% промышленности республики составляли именно предприятия электроники. «Мы считаем, что научно-интеллектуальный потенциал Северной Осетии до сих пор никак не мог найти своего выхода», – говорит Кулов. Пока технопарк включает в себя собственно ВТЦ (управляющая компания) и завод «Гран» (промышленная площадка), поддерживаемые научными кадрами местного технологического института.