Глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов в интервью телеканалу «Вести» заявил, что проблема вокруг принадлежащего компании Одесского НПЗ на Украине решится в течение месяца. «Сейчас мы ведем переговоры, надеюсь, в ближайший месяц согласуем наши действия, и завод будет работать нормально», – сказал он. Однако, судя по всему, на одни переговоры российские нефтяники не рассчитывают. Как заявил сегодня на пресс-конференции в Одессе гендиректор НПЗ Алексей Коваленко, завод готовит судебный иск против ОАО «Укртранснафта» с целью компенсировать убытки от простоя предприятия.
Напомним, руководство компании приняло решение 2 октября остановить завод, потому как накануне украинская компания «Укртранснафта» перестала прокачивать нефть для него по маршруту Лисичанск–Кременчуг–Одесский НПЗ, предложив российской компании поискать для транспортировки «черного золота» на НПЗ другой маршрут. Но «другие варианты» стоят существенно дороже, а прежний маршрут «Укртранснафтой», судя по событиям, которые происходят на другом НПЗ – Кременчугском, для российской компании окончательно перекрыт. Таким образом, «ЛУКойл» стал второй российской компанией, чей нефтяной бизнес на Украине пострадал от действий руководства этой страны.
Удар по «ЛУКойлу»
Судя по словам Алекперова, действия украинской стороны стали неожиданностью для его компании. «Укртранснафтой» были совершены не совсем подготовленные действия при организации поставок нефти Кременчугскому заводу, что помешало работе Одесского НПЗ. Эти действия не были согласованы с «ЛУКойлом». «„Транснефть” также не была подготовлена, чтобы изменить маршруты», – сказал он в интервью «Вестям». При этом он затруднился назвать размер убытков, которые в результате действий украинской стороны несет компания, поскольку завод продолжает стоять. Убытки назвал сегодня Коваленко. По его словам, только в октябре завод потеряет около 3,5 млн долларов.
Алекперов же подтвердил, что предложенные «Укртранснафтой» другие маршруты поставок нефти на Одесский НПЗ, по расчетам специалистов «ЛУКойла», значительно удорожают стоимость сырья и, таким образом, приводят предприятие к убыточности. Так, например, предложенный маршрут граница Белоруссии–Броды–Одесса увеличивает транспортные расходы компании на 5,7 доллара за тонну. Поскольку «Транснефть» не имеет технической возможности обеспечить поставки нефти на Одесский НПЗ по другим маршрутам в октябре текущего года, «ЛУКойл» вынужден на неопределенный срок остановить Одесский НПЗ и прекратить выпуск нефтепродуктов. Как рассказал сегодня журналистам Алексей Коваленко, руководство завода рассматривает два варианта разрешения конфликта: оптимистичный, при котором, как ожидает руководство «ЛУКойла», нефть пойдет на завод уже в ноябре, и пессимистичный, при котором завод будет простаивать до конца года. Из-за остановки НПЗ российская компания намерена оправить в неоплачиваемый отпуск более 500 работников предприятия. Еще около 700 человек, по словам Коваленко, отправят в отпуск различные организации, обслуживающие завод на подрядной основе. Коваленко также считает, что государство должно возместить заводу более 88 млн долларов налога на добавленную стоимость.
Правда, как показывает опыт другой нефтяной компании – «Татнефти», судебные разбирательства такого плана на территории Украины результатов для российских компаний не дают. Возможно, это связано с тем, что за «Укртатнафтой», в чью пользу сейчас вновь разворачивается ситуация, стоят люди, предположительно близкие к нынешнему премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. Сама она, кстати, уже заявила, что конфликт между «Укртранснафтой» и «ЛУКойлом» стал результатом монополизации нефтеперерабатывающей сферы страны в прошедшее десятилетие. Поэтому «ЛУКойлу», видимо, придется или согласиться обеспечивать Одесский НПЗ сырьем по другому маршруту, или подождать итогов президентских выборов на Украине (намечены на весну следующего года).
Удар по «Татнефти»
Одесский НПЗ находится на одной нефтяной «ветке» с Кременчугским. Причины нынешнего конфликта были заложены еще в советское время, когда в Кременчуге было создано крупнейшее украинское нефтеперерабатывающее производство, специализирующееся на переработке высокосернистой нефти из Татарстана. Мощности этого НПЗ позволяют перерабатывать ежегодно 12 млн тонн нефти (треть украинского рынка нефтепродуктов). В 1994 году на базе этого предприятия было создано ЗАО «Укртатнафта», 43,054% акций которого управляла НАК «Нафтогаз Украины». Министерству имущества и земельных ресурсов Татарстана при этом принадлежало 28,778% акций, самой «Татнефти» – еще 8,613% акций. А оставшимися 18,3% акций владели близкие к «Татнефти» офшоры Seagroup International и Amruz Trading (9,96% и 8,336% акций соответственно).
Минтопэнерго Украины и «Нафтогаз Украины» неоднократно предпринимали попытки пересмотреть право собственности на эти 18,3% акций «Укртатнафты», и в конце мая 2007 года спорный пакет был списан в пользу НАК, что увеличило долю украинской госкомпании в «Укртатнафте» с 43% до 61%. Спустя полгода на предприятии произошла силовая смена руководства, в результате чего был восстановлен в должности бывший председатель правления компании Павел Овчаренко, уволенный в 2004 году. Затем украинская сторона обвинила прежний менеджмент НПЗ в использовании убыточных схем закупки нефти и продажи нефтепродуктов, в уклонении от уплаты налогов и в конечном счете в желании обанкротить этот завод, чтоб потом его купить окончательно и за бесценок.
«Татнефть» в ответ полностью прекратила поставки сырья на Кременчугский НПЗ, обратилась за защитой к российским властям и направила ходатайство о проведении международного арбитражного разбирательства. Однако эти действия ни к чему не привели. Поэтому нефтяная компания из Татарстана сейчас по-прежнему отказывается поставлять нефть в Кременчуг и спешно строит свой нефтеперерабатывающий завод в самой республике, рассчитанный совокупно на переработку 14 млн тонн нефти в год (половина из которого – это мощности по переработке «тяжелой» нефти).
Однако поставки нефти, хоть и в ограниченном количестве (например, иракской), на Кременчугский НПЗ все-таки идут. Сначала она доставляется танкерами через Черное море в Одессу, а потом грузится по железной дороге или течет в реверсивном режиме работы нефтепровода Лисичанск–Кременчуг–Одесский НПЗ.
Задним ходом на полную мощность
Нефтепровод Лисичанск–Кременчуг–Одесский НПЗ может работать в двух режимах. Туда – перекачивая российскую нефть на Кременчугский и Одесский НПЗ. Обратно – с одесских нефтяных терминалов в направлении Кременчугского завода. Этот путь сейчас и избран «Укртатнафтой» в отсутствие татарстанской нефти основным транспортным путем для загрузки своего предприятия. При этом в «Укртранснафте» отмечают, что использование системы приднепровских магистральных нефтепроводов исключительно в традиционном южном направлении, как это предлагает Одесский НПЗ, является экономически неэффективным для украинского нефтетранспортировщика, поскольку загрузка «трубы» в этом случае не превышает 15%. «Главной задачей „Укртранснафты” как оператора магистральной системы нефтепроводов страны является создание условий для максимального обеспечения поставок нефти на отечественные нефтеперерабатывающие мощности», – заявляют в компании.
На самом деле причина в другом. Как сообщил глава «Укртатнафты» Павел Овчаренко, его компания подписала контракт с азербайджанской госкомпанией SOCAR на поставку 240 тыс. тонн нефти в месяц, первая партия которой уже поступила на предприятие. «Это контракты, которые позволяют поставлять нефть в объеме не менее 240 тыс. тонн в месяц на Кременчуг. Но мы хотим, чтобы эти объемы были от 200 до 400 тыс. тонн. Это контракт не годовой, он предусматривает довольно длинное продолжение, автоматическую пролонгацию», – приводит слова Овчаренко Reuters. Кроме того, по словам главы «Укртатнафты», работающий в сторону Кременчуга нефтепровод дает возможность его компании закупать не только азербайджанскую нефть, но также нефть из Ливии и других стран. Естественно, при такой ситуации места в одной трубе для нефти, поставляемой «ЛУКойлом» в другую сторону – на Одесский нефтеперерабатывающий завод, просто не остается.