Больной вздохнул

9 октября 2009, 18:00

Правительство Самарской области реструктурировало долг одного из стратегических предприятий страны – двигателестроительного завода «Моторостроитель». Он задолжал в областную казну 219 млн рублей. Сейчас выплата этой суммы пролонгирована до 2013 года. Чуть раньше отсрочку по платежам «Моторостроителю» на этот же срок в сумме 275 млн рублей предоставила мэрия Самары.

«Моторостроитель» является ядром предприятий так называемого самарского двигателестроительного куста, куда входит СНТК им. Кузнецова, Самарское конструкторское бюро машиностроения (СКБМ) и еще несколько предприятий. Он серийно изготавливает газотурбинные двигатели, которые устанавливались практически на все самолеты стратегической авиации, гражданские лайнеры Ту-154, Ил-62 и Ил-86. Они также используются в качестве приводов на газоперекачивающих станциях. Кроме того, его специализацией является изготовление двигателей для ракет-носителей. В постсоветское время завод, как и его самарские партнеры, фактически впал в полукоматозное состояние, из которого его сейчас пытается вывести бригада реаниматоров из ОПК «Оборонпром». Госхолдингу сейчас принадлежит 63% голосующих акций «Моторостроителя», а в СНТК он владеет 80-процентным пакетом.

Реанимация самарских двигателестроительных предприятий осуществляется в основном за счет федеральных денег. Весной прошлого года для погашения долгов по заработной плате перед сотрудниками заводов и налогам СНТК были выделены госсубсидии в размере 700 млн рублей. «Моторостроитель» на те же цели получил 1,17 млрд рублей. «Оборонпром» также предоставил предприятиям самарской группы заем на 615 млн рублей и поручился за них перед банками еще на 2,1 млрд рублей. Тем не менее рост кредиторской задолженности СНТК за 2008 год составил около 300 млн рублей, «Моторостроителя» – около 1 млрд рублей. На конец года совокупный долг обоих предприятий составил почти 7 млрд рублей при вдвое меньшем объеме годовых заказов. Поэтому в отношении них было открыто сводное исполнительное производство за неуплату налогов (суммарно более 2 млрд рублей, учитывая пени), наложен арест на имущество и расчетные счета. Летом этого года «Моторостроитель» привлек заем в размере еще 1,4 млрд рублей, из которых 1,1 млрд пошли на погашение федеральных долгов, а остальные средства – на расчет с местными бюджетами.

Нынешнее решение о реструктуризации оставшейся перед областным и местным бюджетом задолженности открывает путь «Моторостроителю» к получению 3,5 млрд рублей госгарантии, которые ранее были одобрены и утверждены межведомственной комиссией при правительстве России по поддержке стратегических предприятий. С их помощью «Оборонпром» намерен привлечь через ВТБ еще 5 млрд рублей государственных денег для «Моторостроителя» и СНТК им. Н.Д. Кузнецова.

Правда, несмотря на утверждения представителей холдинга о том, что «администрация области не выдвигала особых требований в обмен на рассрочку», процесс принятия этого решения растянулся на полгода. Весной, когда принималось решение о предоставлении госгарантий, «Оборонпром» обнародовал антикризисную программу для самарских заводов. Она предполагает создание из трех основных двигателестроительных предприятий Самары одного. Его производственной базой будет «Моторостроитель», а СНТК сосредоточится исключительно на разработке и модернизации агрегатов. При этом в ближайшие два года планируется сократить 10% персонала (сейчас здесь всего работает около 11 тыс. человек) и реализовать освободившиеся в результате сжатия производственные площади (прежде всего на площадке СНТК). По некоторой информации, на продажу может быть выставлено до 400 объектов недвижимости и земельных участков, принадлежащих самарским двигателестроительным предприятиям, а к 2015 году их коллектив может сократиться вдвое. Происходящее поначалу вызвало беспокойство среди профсоюзных лидеров и явно неприязненную реакцию властей региона, обеспокоившихся предстоящим сокращением такого количества людей. Однако за это время, видимо, и «оборонщики» нашли более мягкий вариант реформирования, и региональные власти взглянули на эту ситуацию немного другими глазами – на фоне предстоящих сокращений на АвтоВАЗе ситуация на самарских двигателестроительных заводах выглядит цветочками.

Тем более и сам «Оборонпром» после полутора лет управления этими активами наконец-то начал показывать какие-то результаты. Во-первых, была определена роль самарских предприятий в государственной Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). «Компетенция самарских предприятий – стратегическое оружие – двигатели для Ту-95МС, Ту-22М3, ремонт и изготовление двигателя НК-32 для Ту-160. Вторая компетенция – это двигатели для российской космической программы, для обитаемой космонавтики. Все остальное необходимо изучать, оценивать эффективность», – заявил «Эксперту Online» заместитель гендиректора ОДК Илья Федоров. Во-вторых, государственные деньги, которые столь интенсивно направляются на их реанимацию, начали давать некоторую отдачу. По предварительным данным, за девять месяцев этого года выручка «Моторостроителя» составила 2,3 млрд рублей (при 1,8 млрд рублей за тот же период прошлого года), а валовая прибыль – 154 млн рублей. Сейчас на заводе официально введена трехдневная рабочая неделя, но 70% сотрудников вызваны на полную рабочую неделю.