Цеха для Renault

Алексей Смирнов
9 октября 2009, 12:41

Посещение первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым АвтоВАЗа больше оставило вопросов, чем дало ответов. Высокий гость приехал в Тольятти с традиционным для чиновников такого ранга двухчасовым опозданием, однако программу визита сокращать не стал: вместе с губернатором Самарской области Владимиром Артяковым посетил несколько цехов автогиганта, научно-технический центр и заводскую медсанчасть. Чиновники также пообщались с работниками предприятия, а также провели совещание, посвященное будущему тольяттинского автогиганта. Любопытно, что посещение Шуваловым завода прошло без участия президента компании Игоря Комарова.

Ничего конкретного

Впрочем, конкретики в заявлениях высоких гостей было мало. Главный message от первого вице-премьера – безработицы в Тольятти не будет. Игорь Шувалов де-факто отменил решение совета директоров АвтоВАЗа о высвобождении 27,6 тыс. человек, заявив, что сокращено будет не более 5 тыс. сотрудников, да и то лишь в том случае, если все они будут обеспечены новыми рабочими местами. «Мне рассказали сотрудники предприятия, почему они взволнованы. Взволнованы потому, что никто им четко не сказал, какова их дальнейшая судьба, что их ждет. Называются различные, огромные цифры по сокращениям и увольнениям. Хочу сразу сказать, что это вранье. Никаких таких увольнений и сокращений на предприятии не планируется», – заявил, в частности Шувалов. И вообще отрезал, что «никто не позволит, чтобы такие решения принимались исключительно руководством АвтоВАЗа», поскольку «всю эту работу мы, я имею в виду федеральный центр, министерство промышленности и торговли, региональное правительство во главе с губернатором, будем проводить вместе с АвтоВАЗом».

Трудоустройство сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста будет осуществляться в рамках создаваемого дочернего предприятия ВАЗа. Его функционирование будет финансироваться из федерального бюджета. Экс-вазовцам будет предложен трудовой контракт сроком на два года. Главной задачей новой компании, по словам Шувалова, станет работа по модернизации завода: демонтаж старого оборудования, расчистка площадей и подготовка цехов к установке новых технологических линий. Все это должно происходить в рамках программы реструктуризации АвтоВАЗа, которая, впрочем, пока сформулирована крайне расплывчато. Что же касается работников трудоспособного возраста, то их увольнения будут допускаться лишь в крайнем случае и только если им будет куда уйти.

Одним из вариантов создания дополнительных рабочих мест, по словам Шувалова, является и создание в Тольятти особой экономической зоны и автомобильного кластера. «В целом мы относимся позитивно к таким предложениям… Однако они не будут являться исчерпывающими и достаточными для того, чтобы мы могли обеспечить технологическое перевооружение АвтоВАЗа, обеспечить новыми рабочими местами большое количество людей, которым потребуется работа. Мы считаем, что нам эту работу необходимо продолжить», – отметил Шувалов.

Кроме этого, вице-премьер подтвердил, что в ближайшее время на баланс муниципалитета, региона и, возможно, федерального центра будут переведены 17 объектов социальной сферы АвтоВАЗа, на что госказна выделит в следующем году 1,8 млрд рублей. К конкретным результатам визита Игоря Шувалова в Тольятти также можно отнести его заявление о том, что ситуация на ВАЗе будет находиться под постоянным контролем федеральных властей. В частности, по его словам, через неделю в Самарскую область прилетит министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, а еще неделей позже состоится визит вице-премьера Александра Жукова.

Смертельные ошибки

Что же касается вопросов, оставшихся без ответов, то эксперты в первую очередь отмечают неопределенность с производственными планами АвтоВАЗа и его сотрудничества с французским концерном Renault. После того как в процесс взаимодействия между компаниями на прошлой неделе вмешался лично глава правительства Владимир Путин, встретившийся с главой Renault в России Кристианом Эстевом, французский партнер пообещал участвовать в финансировании инвестпрограммы тольяттинского автогиганта. Впрочем, до сих пор форма и размер этого участия остаются неизвестными. Возможно, Renault «вложится» технологиями. Шувалов отметил, что такой вариант вполне возможен, но Renault сначала оценит их стоимость. «Партнеры подтверждают, что готовы серьезно инвестировать в развитие АвтоВАЗа и вкладывать в развитие самые современные технологии, которые будут оценены и оценены прозрачным способом. После этого они могут быть внесены в капитал компании либо предоставлены на иных основаниях», – добавил первый вице-премьер.

Известно, что в обновленной инвестпрограмме АвтоВАЗа акцент делается на развитие производства моделей совместной разработки, в то время как собственные проекты отставлены в сторону. Что, кстати, уже вызвало критику со стороны независимых экспертов. К примеру, независимый профсоюз АвтоВАЗа «Единство» считает, что переход к сборке моделей Renault приведет к росту безработицы в Тольятти. «Их (Renault) интересы очевидны – добиться сокращения объемов выпуска собственной продукции АвтоВАЗа и начать производить на мощностях завода модели из импортных комплектующих», – отмечается в сообщении профсоюза. Таким образом, считает профсоюз, правительство РФ и собственники спасают свои дивиденды и вложения, забывая о рабочих. «Мы не согласны, что единственный путь выживания предприятия и города – сокращение работников, свертывание собственных разработок и переход к сборке морально устаревших иностранных моделей», – подчеркивается в пресс-релизе.

Впрочем, директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков также уверен, что отказ от собственных разработок является серьезной стратегической ошибкой нового руководства АвтоВАЗа, которая приведет к существенной потере рыночной доли бренда Lada, ударит по российским поставщикам компонентов и вызовет другие негативные последствия. По мнению Целикова, главное преимущество продукции АвтоВАЗа, благодаря которому предприятию удается лидировать на российском рынке, – это цена. В случае же сборки на конвейере моделей Renault-Nissan завод полностью лишится этого преимущества и встанет в одну линейку с прочими иномарками. Согласно расчетам отдела аналитики «Автостат», никакого удешевления себестоимости сборка иномарок в России сейчас не дает. Мало того, с учетом малых масштабов выпуска, низкого уровня локализации, а также дополнительных затрат на логистику, себестоимость выпуска иномарок в России на 15-20% выше, чем за рубежом. Фактическая экономия происходит лишь на таможенной пошлине (30%), от которой освобождены предприятия, работающие в режиме промсборки. На основании сравнительного анализа цен моделей Logan и Logan MCV на разных рынках можно предположить, что стоимость новой модели Lada Logan MCV будет начинаться с отметки не ниже 10 тыс. евро. По оценке «Автостата», при такой розничной стоимости емкость рынка для этого универсала повышенной вместимости составит не более 40-50 тыс. штук в год, даже с учетом разных модификаций.

По мнению Сергея Целикова, отказ от разработки собственных моделей («Проект С», «Нива-3» и ряд других наработок) приведет также и к постепенному разрушению конструкторской и инженерной службы завода, которую после воплощения в жизнь «стратегических планов 2010-2014» можно будет сокращать в пять-десять раз. «Вазовским маркетологам и конструкторам сейчас надо усиленно думать о моделях, которые придут на смену Samara, Priora и Kalina, для того чтобы сохранить лояльных к бренду потребителей. После восстановления рынка это около 500-600 тыс. человек в год. Такой объем рынка является „лакомым куском” для любого автопроизводителя, и терять его в пользу Renault-Nissan – это полная капитуляция российского автопрома», – говорит Целиков.

Всем известно, что у Renault имеется два собственных мощных инженерно-конструкторских центра (во Франции и Румынии), которые полностью решают все задачи по разработкам, проектированию, инжинирингу и технологиям. Причем сейчас, в условиях кризиса, они недозагружены. Некоторое число специалистов НТЦ ВАЗа будет нужно лишь для адаптации уже существующих моделей к российским условиям и «вписания» их в технологическую цепочку вазовского конвейера. Уже сейчас конкурс на автомобильный факультет Тольяттинского госуниверситета – самый низкий среди всех специальностей. В перспективе автомобильные факультеты в ТГУ и прочих российских вузах совсем потеряют свою значимость. И говорить тогда о возрождении национального автопрома будет бессмысленно.

В качестве альтернативного варианта размещения в Тольятти сборки моделей Renault-Nissan Сергей Целиков называет сборочный конвейер СП «GM–АвтоВАЗ». По его мнению, сейчас настало самое время для АвтоВАЗа выкупить долю у General Motors и самостоятельно развивать производство. При этом сборку Chevrolet Niva (в прошлом ВАЗ-2123) вполне можно разместить в 62-м корпусе, где выпускают обычную «Ниву» 4х4. Для завода это было бы даже более технологично. В этом случае можно было бы начать экспорт во многие страны мира.

Остался неясным и вопрос о реструктуризации фантастической задолженности АвтоВАЗа. Напомним, автогиганту требуется докапитализация на сумму 70 млрд рублей, которые будут направлены для погашения 54 млрд рублей текущей задолженности, а также для начала реализации инвестпрограммы в размере 9,5 млрд рублей и компенсации отрицательного денежного потока в 2010 году, который компания прогнозирует на уровне 2,8 млрд рублей. Без учета предлагаемой докапитализации долговая нагрузка компании составит на конец текущего года 83 962 млн рублей (с учетом долга «Ростехнологиям» в объеме 25 млрд рублей). Как сообщил вчера на брифинге по итогам заседания наблюдательного совета Внешэкономбанка глава этой госкорпорации Владимир Дмитриев, обсуждается вопрос о выкупе ВЭБом облигаций АвтоВАЗа на сумму 40 млрд рублей. Однако окончательное решение еще не принято. По всей видимости, ясного ответа на вопрос, как спасти АвтоВАЗ от скатывания в долговую яму, федеральные власти пока не нашли.