70 млрд кредитов

Александр Попов
10 ноября 2009, 18:15

Правительственная комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики рассмотрит новую инвестпрограмму АвтоВАЗа 20 ноября. Очевидно, тогда и будут приняты судьбоносные для тольяттинского автогиганта решения. Об этом сегодня заявил журналистам глава комиссии, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

П о сути, эти решения очевидны: государство снова «вольет» в коматозного производителя бюджетные средства, о чем еще в начале ноября заявил премьер Владимир Путин. Напомним, речь тогда шла о сумме 54,8 млрд рублей. Из них 38 млрд рублей, отмечал Путин, пойдут на погашение «невозвратных долгов» предприятия, 12 млрд рублей – на запуск новых моделей автомобилей, а 4,8 млрд рублей – на программу создания новых рабочих мест. В дополнение к этой поддержке Путин предлагал выделить еще 5 млрд рублей, «чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия на длительную перспективу».

Сам АвтоВАЗ ранее сообщал, что по итогам третьего квартала его основной долг превысил 62 млрд рублей, а задолженность перед поставщиками – 9 млрд рублей. Львиная доля долга приходится на госбанки – Сбербанк и ВТБ. «Производственная программа и объемы реализации не позволяют сейчас генерировать достаточный финансовый поток для погашения основного долга, нам хватает лишь на его обслуживание. Мы продолжаем работать ниже точки безубыточности, и рассчитывать на позитивные результаты по итогам года не приходится», – сетовал в октябре исполнительный вице-президент по финансам и корпоративному развитию Олег ЛобановАвтоВАЗ прогнозировал убыток по итогам 2009 года в 35 млрд рублей. Выходом из ситуации топ-менеджмент считал выпуск конвертируемых облигаций на сумму 50 млрд рублей, которые бы выкупили госструктуры (в частности, Внешэкономбанк). ВАЗ бы закрыл текущие кредитные линии и избавился от непомерной долговой нагрузки и необходимости платить проценты. Однако, как заявил сегодня Игорь Шувалов, правительство отказалось от идеи конвертировать задолженность ВАЗа перед банками в акции предприятия. «Банки, обладая такими пакетами, не смогут участвовать в управлении, а долг, таким образом, подвиснет», – объяснил Шувалов нецелесообразность реализации этого варианта. По его словам, вопрос с урегулированием долга АвтоВАЗа и вариантами его реструктуризации все еще остается недоработанным. «Долг должен быть оформлен на новых условиях. Окончательно решим, как поступать, когда поймем, как будут поступать другие инвесторы АвтоВАЗа», – сказал Шувалов.

Под таким «другим инвестором» первый вице-премьер (как и Владимир Путин), очевидно, видит французский концерн Renault,  который пока владеет блокпакетом автогиганта. Другие совладельцы АвтоВАЗа – госкорпорация «Ростехнологии» и ИК «Тройка Диалог» – ранее уже отмечали, что готовы поделиться с иностранным партнером своими акциями (хотя глава инвесткомпании Рубен Варданян не исключал и участия «Тройки» в докапитализации ВАЗа). Шувалов сегодня снова напомнил, что правительство РФ готово предложить Renault увеличить свою долю в АвтоВАЗе, но отметил, что заинтересованности со стороны французского концерна пока не видно. «Активная работа по расчистке долга АвтоВАЗа и поддержке персонала, включая социальную поддержку, должна быть проведена вместе с рассмотрением потенциальных возможностей Renault-Nissan как инвестора… Тогда это имеет реальное значение, одного без другого не существует», – более чем прямо подчеркнул сегодня первый вице-премьер. Тольяттинский автогигант, уверен Шувалов, как и группа ГАЗ, нуждается в партнерстве с иностранным автопроизводителем. Он добавил, что участие Renault в АвтоВАЗе сохранится «либо в таком же объеме, либо Renault захочет свое влияние на компанию усилить».

В это верится с трудом. Ведь еще в начале ноября операционный директор Renault Патрик Пелата отмечал в интервью Reuters, что французский концерн не собирается «вливать» в АвтоВАЗ много денег. «Они бы хотели, чтобы мы влили много денег, поскольку АвтоВАЗу нужны деньги, но у нас нет крупных сумм. Мы сказали, что не сможем вкладывать дополнительные средства в совместное предприятие», – говорил Пелата, отмечая при этом, что Renault финансово поддержит перестройку базы поставок и сборочных линий АвтоВАЗа: «Мы заплатим свою долю. Это не маленькая сумма, но и не полмиллиарда». Однако через несколько дней позицию по спасению АвтоВАЗа высказал Владимир Путин. Возможно, российский кабмин рассчитывает, что, «расчищая» предприятие от долгов, он сделает его более привлекательным для иностранцев. Недаром же премьер отмечал, что правительство ждет от акционеров «программу развития предприятия не только для выхода из кризиса, но и программу развития уже очищенного от проблем предприятия, которая позволила бы обеспечить долгосрочное посткризисное развитие». Читай: создание нового модельного ряда автомобилей, которые смогли бы конкурировать на рынке и помогли бы автогиганту выйти на безубыточность производства.

Кстати, вчера Шувалов снова посетил Тольятти. И сообщил там две новости. Во-первых, о создании двух дочерних компаний АвтоВАЗа – в рамках той самой программы по созданию новых рабочих мест, на которую будет выделено 4,8 млрд рублей из федерального бюджета. На «АвтоВАЗ-перспективу» (будет заниматься модернизацией производства предприятия для выпуска новых моделей Lada и автомобилей Renault-Nissan, туда будут трудоустраиваться люди предпенсионного возраста и пенсионеры) и в «Реформинг-центр» (организует переобучение сотрудников трудоспособного возраста для работы на модернизируемых линиях) планируется трудоустроить до 15 тыс. человек (численность избыточного персонала на ВАЗе сейчас составляет 21,7 тыс.). Зарплаты в «дочках» АвтоВАЗа составят не менее 15 тыс. рублей в месяц. «Никто не будет уволен, мы исходим из того, что создаем новые рабочие места и предлагаем людям новые возможности по трудоустройству», – утверждает Шувалов. Кроме того, первый вице-премьер сообщил, что соцобъекты автогиганта (их 17), передающиеся на баланс мэрии Тольятти и федерального бюджета, в 2010 году будут полностью профинансированы из госказны. Речь идет о сумме, превышающей 2 млрд рублей. Однако в последующие годы «сумма будет понижаться»: в 2011-м – до 50% от суммы 2010 года, а в 2012-м – до 25%.

Примечательно, что, фактически сватая АвтоВАЗ французскому концерну, правительство наконец-то признало нецелесообразным введение новых запретительных импортных пошлин на иномарки и некоторые комплектующие (напомним, они были введены в начале января, в сентябре продлены еще на девять месяцев). «Сценарий развития отрасли не должен ограничивать права потребителя. Все, что касалось введения запретительных пошлин на ввоз нового автотранспорта и ряда запчастей, – это неправильные решения, и мы с ними работать не будем», – признал Шувалов, при этом добавив, что «если что-то подобное будет – то только по аналогии с режимом промсборки».