«Мы очень высоко оцениваем усилия России, чтобы у нас не было перебоев с газом и каких-либо других конфликтов. Механизм раннего предупреждения сформировался из горького опыта. Мы должны были сделать соответствующие выводы», — заявил после подписания меморандума комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс. Меморандум, в частности, определяет порядок осуществления совместных мер по предупреждению и оперативному реагированию в случае возникновения или угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
Тем не менее, по данным российских СМИ, реагировать стороны будут всего лишь путем обмена информацией. К примеру, как пишет «Коммерсантъ», в разделе №5 координаторам энергодиалога (главе российского Минэнерго Сергею Шматко и Пиебалгсу) при возникновении чрезвычайной ситуации предлагается уведомлять друг друга «об осуществлении мер предупреждения и оперативного реагирования». «Координатор может инициировать проведение консультаций в срок не позднее семи дней с момента направления уведомления», — говорится в разделе №7 меморандума. Наконец, одним из способов локализации чрезвычайной ситуации является мониторинг, который могут инициировать координаторы для «изучения и объективной фиксации текущей обстановки».
По сути, это подтвердил и сам еврокомиссар, заявивший, что «новый документ — это, по сути, система оповещения и регламент работы профильных экспертов». Однако что конкретно делать, если российский газ перестанет поступать в Европу, в меморандуме не говорится. Более того, как пояснил «Коммерсанту» один из авторов подписанного вчера меморандума, инструмент мониторинга также не является обязательным, особенно когда речь идет о третьей стороне: «Если по какой-то причине транзит газа через Украину будет прекращен, к примеру, по вине украинской стороны, мы не сможем навязать Киеву мониторинг. Украина имеет право отвергнуть наше предложение».
По словам Сергея Шматко, тот факт, что подписание меморандума состоялось ближе к концу года, не означает, что документ привязан к возможным рискам поставок российского газа в ЕС через Украину. Он подчеркнул, что помимо газовой сферы меморандум регулирует вопросы поставок нефти, электроэнергии и угля. Однако, как отмечает генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян, в январе будущего года надо ждать проблем со стороны Украины в вопросах транзита, и Россия, подписав этот документ, обеспечила себе страховку на случай претензий со стороны Евросоюза. «Если есть хотя бы прообраз механизма раннего предупреждения, то Россия уже не окажется крайней в случае конфликта, — отмечает он. — Европейские чиновники тоже сохранили лицо, поскольку в Европе прекрасно понимают, что проблема есть, но она не в России, а на Украине».
Как отметил, в свою очередь, юрист НКГ «2К Аудит — деловые консультации» Алексей Манчестер, подписание меморандума в какой-то степени страхует Европу от неожиданных отключений газа (Россия не сможет сделать этого без предупреждения), однако не накладывает на Россию и обязательств не проводить отключения, она должна лишь своевременно проинформировать об этом европейских потребителей. По мнению аналитика, этот документ не является юридически обязывающим документом, и несоблюдение его не повлечет за собой санкций для сторон, если Россия отключит поставки газа для внутреннего украинского потребления в случае несвоевременной оплаты поставок Украиной. Также меморандум может служить предупреждением Украине, что если по ее вине будут сорваны на какой-либо срок поставки российского газа в Европу, то в будущем может быть выработан документ с возможностью более жестких мер в отношении Украины, хотя открыто это, естественно, не анонсируется.
Впрочем, Украина тоже намерена обзавестись своей страховкой и планирует вслед за Россией подписать с ЕС соглашение о раннем предупреждении кризисных ситуаций в энергетике. «Мы согласовали концепцию, и теперь на экспертном уровне начнем его (документа) разработку», — сообщил сегодня в Брюсселе министр иностранных дел Украины Петр Порошенко.