Казнить нельзя. Помиловать

Екатерина Поспелова
19 ноября 2009, 14:00

Конституционный суд (КС) РФ запретил применять смертную казнь в России и после 1 января 2010 года. «Настоящее определение окончательное и обжалованию не подлежит», – сказал председатель КС Валерий Зорькин.

Оглашая решение КС, Валерий Зорькин сослался на международные нормы, под которыми подписалась Россия. В частности, это 6-я статья Европейской конвенции, запрещающая смертную казнь. Он подчеркнул, что, только дав обязательство отменить смертную казнь, Россия стала членом Совета Европы.

В настоящее время в России действует мораторий на смертную казнь. Он был введен до того момента, когда во всей стране начнут работать суды присяжных. В постановлении Конституционного суда РФ от 2 февраля 1999 года четко указано, что до введения в действие возможности рассмотрения дела судом присяжных заседателей наказание в виде смертной казни назначаться не может. Именно этот момент породил у юристов неоднозначное мнение о возможности назначения со следующего года смертной казни.

Поскольку уже с 1 января 2010 года суд присяжных будет введен в последнем из российских регионов, где он пока отсутствует, – в Чеченской республике, Верховный суд (ВС) и обратился в октябре с ходатайством об официальном разъяснении постановления КС от 1999 года.

В сегодняшнем решении КС говорится, что в России идет необратимый процесс, направленный на полную отмену смертной казни, а мораторий рассчитан на переходный период.

«В течение десяти лет в РФ действует мораторий на смертную казнь. За это время сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого – с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Россией, – происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и рассчитанной лишь на некоторый переходный период», – говорится в определении Конституционного суда.

Глава международного комитета Госдумы Константин Косачев уверен, что запрос ВС РФ направлен лишь на заполнение правового вакуума и его нельзя было рассматривать как попытку восстановить смертную казнь в России. Также он считает, что подобные сомнения может исключить не продление моратория, а ратификация запрещающего казнь шестого протокола Европейской конвенции по правам человека.

Он напомнил, что Россия, вступая в Совет Европы, добровольно взяла на себя обязательство отменить смертную казнь к 1999 году, и европейское сообщество шло навстречу, когда Москва откладывала решение под разными предлогами. Россия подписала шестой протокол, но Госдума его так и не ратифицировала. «К сожалению, сейчас мы наблюдаем, что депутаты Госдумы по-прежнему не готовы к ратификации», – прокомментировал «Эксперту Online» Константин Косачев.

Соответственно, в силу этого обстоятельства остается только два варианта – либо продление моратория, либо внесение изменений в собственную кодификацию. «Необходимо внести поправки в Уголовный кодекс и изъять смертную казнь как высшую меру наказания. Продление моратория будет лишь переходным этапом по пути к изменению кодификации либо к ратификации шестого протокола», – продолжил Константин Косачев.

С ним полностью согласен и адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена. «Решение КС было очевидно. Существует только три варианта – продление моратория как временная мера, изъятие из Уголовного кодекса смертной казни как исключительной меры пресечения и ратификация шестого протокола. Мне сложно сказать, почему Госдума никак не ратифицирует шестой протокол, поскольку мы неизбежно будем возвращаться к этому вопросу. Логично было бы сейчас изъять из Уголовного кодекса соответствующие санкции. Я понимаю, что мы только постепенно можем прийти к этому. Но в рамках судебно-правовой реформы можно было бы отделить санкции от смертной казни», – прокомментировал «Эксперту Online» Анатолий Кучерена.

По мнению экспертов, опрошенных «Экспертом Online», другого решения Конституционный суд и не мог вынести, поскольку в противоположном случае отмена моратория приведет к исключению России из Совета Европы и ухудшению внешнеполитических отношений по всем направлениям. Примером может служить попытка в 2005 году лишить Россию полномочий в ПАСЕ из-за отказа ратифицировать протокол.