Кто заплатит за Opel?

Сергей Сумленный
20 ноября 2009, 12:20

Руководство концерна General Motors и европейские политики продолжают активные переговоры о том, за чей счет будет проведена санация Opel. Победит тот, чьи нервы окажутся крепче.

Менеджеры GM и ведущие европейские политики разыгрывают очередную партию в покер вокруг спасения компании Opel. После того как две недели назад GM сорвал продажу Opel консорциуму российского Сбербанка и канадской Magna, американцы открыли новый раунд тяжелых переговоров вокруг Opel, больше похожих на шантаж. Теперь речь идет о том, кто именно из европейцев заплатит за санацию Opel, остающегося в полной собственности американского концерна, – в обмен на сохранение в Европе рабочих мест.

Именно этот обмен европейских субсидий на рабочие места, похоже, станет главной темой назначенного на понедельник саммита в Брюсселе, в котором примут участие министры экономики 27 европейских стран, а также топ-менеджеры GM. Хотя еврокомиссар по вопросам промышленности Гюнтер Ферхойген уже заявил, что комиссия не будет руководствоваться политическими мотивами, а отберет исключительно экономическое решение, мало кто сомневается, что в ходе встречи менеджеры GM сделают все для того, чтобы надавить на европейских политиков именно с помощью политических популистских аргументов. И есть масса поводов полагать, что линия GM окажется успешной.

На данный момент GM не представил никакого подробного плана санации Opel. Единственное, что известно, – он потребует 3,3 млрд евро, которые принадлежащая на 60% властям США корпорация GM хочет получить в виде льготного кредита от европейских правительств. За эти деньги предполагается осуществить санацию, в ходе которой GM сократит 20% персонала компании Opel/Vauxhall (под маркой Vauxhall автомобили Opel выпускаются в Великобритании). Таким образом, увольнения затронут 10 тыс. сотрудников Opel, а санация якобы потребует вдвое меньше денег, чем предполагалось в ходе продажи Opel Сбербанку и Magna, и втрое меньше, чем требуется для этих же целей по подсчетам агентства Moody’s. Заявлено также, что по итогам санации объем производства автомобилей Opel будет сокращен на 350 тыс. автомобилей в год (сегодня производственные возможности Opel составляют 1,6 млн автомобилей в год, и эти мощности используются далеко не на сто процентов), – так GM собирается бороться с неэффективностью производства в компании. Однако на этом вся ясность в планах GM заканчивается.

Между тем именно неразглашаемые – а возможно, и неясные даже для самой GM – подробности являются главными в предстоящем оздоровлении европейского автопроизводителя. В первую очередь, до сих пор неизвестно, какие заводы Opel GM предполагает закрыть, а какие – оставить работать. Топ-менеджеры GM лишь намекают, что, возможно, закрыт будет завод в бельгийском Антверпене, а также немецкие заводы в Бохуме и Эйзенахе (последние два завода должны были быть сохранены по планам поглощения Opel консорциумом Сбербанка и Magna – именно поэтому немецкое правительство благоволило сделке со Сбербанком). Однако планы GM не означают, что закрытие обязательно произойдет. Пока же судьбы бельгийского и немецких заводов остаются неопределенными, на руках у GM имеется отличный козырь для давления как на правительство Германии, так и на правительство Бельгии. С помощью этих козырей GM собирается осуществить сокращение европейских рабочих за деньги европейских правительств – и фактически открыл аукцион, на котором европейским политикам предлагается торговаться за то, чей завод останется на плаву. Менеджмент GM однозначно дает понять, что первыми под нож пойдут рабочие места в тех странах, чьи правительства окажутся наименее сговорчивыми.

Как и предсказывал «Эксперт», главными объектами психологической обработки со стороны GM оказываются региональные политики, озабоченные перспективой закрытий заводов на своей территории. Именно с помощью давления на региональных лидеров GM осуществляет свою политику получения кредитов от европейских стран. Так, в Германии с требованием выдать GM необходимые деньги в течение недели уже неоднократно выступили представители Тюрингии и Северного Рейна – Вестфалии. Именно в этих федеральных землях находятся заводы в Эйзенахе и Бохуме, чью судьбу GM держит подвешенной на волоске. Министр экономики Тюрингии Маттиас Махниг потребовал от федеральных властей выделения GM кредита и настаивает на том, чтобы «все участники процесса спасения Opel тянули канат в одну сторону» – в сторону GM. Эту же точку зрения отстаивает и министр экономики Северного Рейна – Вестфалии Криста Тобен. По ее мнению, прямая обязанность федеральных властей – выделить GM стабилизационный кредит. Положение политиков Северного Рейна – Вестфалии еще больше осложняется тем, что город Бохум, в котором располагается завод Opel, дающий работу 5 тыс. сотрудников, уже потерял в течение года одно градообразующее предприятие – завод по сборке мобильных телефонов Nokia. Потери второго крупнейшего предприятия и без того депрессивный Бохум может не пережить, а для правительства Северного Рейна – Вестфалии, которому в мае 2010 года предстоит идти на земельные выборы, такая потеря равносильна проигранным выборам.

Точно так же удачными объектами для давления оказываются власти Фландрии – южного региона Бельгии, в котором расположен завод в Антверпене, где работают 2 тыс. сотрудников. Премьер-министр Фландрии Крис Пеетерс уже заявил, что готов пойти на самые крайние меры для того, чтобы спасти завод. В числе предложений, названных министром, имеется выделение GM кредита в размере 300 млн евро, а также, дополнительно к этому, покупка завода в Антверпене за 200 млн евро с целью его последующей сдачи GM в аренду.

С другой стороны, власти европейских регионов, которым пока что не угрожает потеря рабочих мест, занимают гораздо более отстраненную позицию в дискуссии вокруг государственной помощи GM и Opel. Так, если еще пару недель назад премьер-министр немецкого Гессена Роланд Кох был горячим сторонником выделения GM государственных субсидий, то сегодня, когда GM объявил о планах не только сохранения, но и расширения завода в гессенском Рюссельсхайме (сюда планируется перевести европейскую штаб-квартиру GM), позиция гессенского правительства стала гораздо более спокойной.

Тем временем ведущие немецкие автомобильные эксперты предупреждают о том, что возможное выделение Opel государственных денег пагубно скажется на других немецких автопроизводителях. Глава института исследования автомобильного рынка CAR профессор Фердинанд Дуденхёффер заявил, что «помощь Opel станет началом разрушительной демпинговой конкуренции, которая на долгие годы окажет негативное влияние на немецкий автомобильный рынок». Такого же мнения придерживается бывший член совета по доверительному управлению Opel, председатель совета директоров компании Continental Манфред Веннемер. В интервью газете FAZ Веннемер заявил, что Opel не является экономически здоровой компанией с устойчивой моделью развития, и ее поддержка – это выбрасывание денег на ветер. «Если оказать Opel государственную помощь, в компании не произойдет никаких серьезных реформ. В конечном итоге это будет поддержка структуры расходов, которая неконкурентоспособна в долгосрочной перспективе», – сказал Веннемер. «Если не будет представлена серьезная программа санации, то через три, самое позднее четыре года компания снова будет банкротом», – резюмирует топ-менеджер Continental, полагающий, что государственные деньги, закачанные в Opel, будут означать сокращение рабочих мест на автозаводах других компаний.