Сговорчивые галлы

Екатерина Шохина
27 ноября 2009, 19:32

Поездка премьера Владимира Путина во Францию оказалась более чем удачной. Она не только дала ряд выгодных для России договоров и контрактов, но и укрепила политический статус страны, фактически отыграв поражение в споре с Америкой за Opel.

Похоже, и сам премьер не ожидал столь радушного приема во Франции. «Когда мы все сегодня подытожили, должен вам сказать, что я даже немножко удивлен, потому что у меня такое впечатление, что мы наблюдаем с вами определенный прорыв, совершенно конкретное движение, связанное с конкретной работой, практически по всем отраслям производства», – заявил Владимир Путин на встрече с деловыми кругами России и Франции. Он отметил, что на протяжении достаточно большого времени Россия и Франция постоянно наращивали взаимодействие. «Но все время все-таки чувствовали какую-то неудовлетворенность, потому что с обеих сторон всегда звучал тезис о том, что мы полностью наши возможности не используем, что есть очень большие резервы», – сказал премьер. После нынешней встречи конкретные результаты достигнуты по множеству проектов. Путин назвал такие отрасли, как самолетостроение, космос, вертолетостроение, двигателестроение, энергетику.

Самый большой прорыв – подписание договора между АвтоВАЗом и группой компаний Renault-Nissan. Россия вольет в АвтоВАЗ 50 млрд рублей в качестве помощи в обмен на предоставление Renault АвтоВАЗу современных технологий. В денежном выражении стоимость технологий составит 300 млн евро (240 млн от Renault и 60 млн от Nissan). Эксперты считают, что это соглашение для российского автопрома гораздо выигрышней, чем сорвавшаяся покупка Opel концерном Magna–Сбербанк. «Весьма сомнительно, что мы в обмен на наши инвестиции в покупку Opel получили бы необходимые технологии для производства автомобиля с нуля. GM явно показывал, что не заинтересован в этом и не хочет ни с кем делиться. Конкуренция ему не нужна. А Renault это выгодно. Он получает огромный рынок России и стран СНГ, где может стать лидером по продажам», – говорит руководитель проекта Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Он считает, что технологии – это фактически платформа, на которой будет производиться новый автомобиль, близкий к Renault Logan. «Это самый грамотный и единственно возможный сегодня путь спасения АвтоВАЗа», – говорит эксперт. Серийное производство автомобилей, по его словам, можно будет начать через полгода – максимум два года в зависимости от того, будут ли комплектующие создаваться и производиться в России или импортироваться. Если бы французы дали деньги вместо технологий, то в лучшем случае производство новой модели отложилось бы еще года на три, а в худшем деньги бы просто разворовались, считает Дацкив. Как сообщил Путин, АвтоВАЗ совместно с Renault-Nissan развернет производство автомобилей на Дальнем Востоке, однако задействован будет и завод в Тольятти.

Выгодными можно назвать и заключенные между российской и французской стороной договоренности в газовой сфере. Так, французская энергетическая компания Electricité de France (EDF) вошла в проект «Южный поток». «Наши французские коллеги становятся миноритарными акционерами проекта „Южный поток” в его морской части, компания EDF получит 10% в проекте», – сказал глава «Газпрома» Алексей Миллер. Строительство газопровода «Южный поток» может начаться в 2010 году. Он пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. Согласно планам, проект должен вступить в строй к 2015 году. Планировалось, что пропускная способность газопровода составит 63 млрд кубометров в год. Но сегодня из Франции сообщили, что его мощность удвоится. Общий объем инвестиций в проект газопровода оценивается в сумму до 25 млрд евро.

По словам аналитика ИГ «Капитал» Виталия Крюкова, основная цель вхождения в «Южный поток» французов для России – повышение ее политического статуса. Франция дала понять, что заняла сторону России, не примкнув к строительству альтернативного евроамериканского проекта «Набукко», а также приняв решение получать газ, минуя Украину. К тому же не лишними станут инвестиции в строительство трубы. Существенно и то, что в обмен на долю в «Южном потоке» Россия получает доступ к энергетическим активам Франции, то есть доступ к конечному потребителю. Так, ОАО «Интер РАО ЕЭС» и Electricité de France подписали соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает возможность перекрестного вхождения компаний в инвестиционные проекты, предусмотренные стратегиями EDF и ОАО «Интер РАО ЕЭС» и возможность создания совместных предприятий в области энерготрейдинга и взаимодействия в сфере инжиниринга гидроэнергетики.

Для Франции экономический смысл инвестиций в «Южный поток» в упрощении получения ею газа без посредников. Во Франции сейчас около половины атомных электростанций, которые обеспечивают страну электроэнергией, находятся на реконструкции и плановой модернизации, и впервые за много лет Франция планирует развивать тепловую электроэнергетику, построить около 20 ТЭЦ. Соответственно, нужен российский газ, поэтому Франция заинтересована выступать в качестве и получателя российского газа.

Правда, отмечают эксперты, «экономика» «Южного потока» пока хромает. Не слишком выгодной ее делает высокая стоимость транспортировки газа.

Еще одна договоренность в газовой сфере касается обнародованных сегодня планов «Газпрома» купить у GDF Suez 5% Verbundnetz Gas (VNG, третьего по размеру газового импортера Германии). Ранее немецкая пресса сообщала, что продажа акций VNG является условием вхождения французов в проект газопровода «Северный поток». В результате этого доля российской компании в VNG увеличится вдвое – до 10,52%. Сделка гарантирует «Газпрому» вместе с его стратегическим партнером Wintershall (15,79%) блокирующий пакет голосов в VNG. «Это также обоюдно выгодное соглашение, подразумевающее доступ „Газпрома” к конечным потребителям газа», – отмечает Крюков.

Но и на этом сотрудничество с французами не закончилось. Производитель оборудования связи Alcatel-Lucent подписал соглашение с ГК «Ростехнологии» о создании СП. Планируется на мощностях неназванного завода «Ростехнологий» в Москве наладить производство IP-коммутаторов и маршрутизаторов и другого оборудования. Основной потребитель, как написано в пресс-релизе, «определенные российские и региональные государственные организации». На первый взгляд такое сотрудничество может быть взаимовыгодным. Alcatel-Lucent получает доступ к российским госструктурам, а «Ростехнологии» переориентируют свои отсталые предприятия на современное производство. Однако и американская компания Lucent, и французская Alcatel (а именно в результате их слияния и была создана Alcatel-Lucent) уже пытались наладить производство в России. Но опыт показал, что оно невыгодно.

Эксперты считают, что сегодня взаимоотношения России и Франции вышли на новый уровень – и в первую очередь политический. Для закрепления дружбы премьеры двух стран договорились о проведении в будущем году Года России во Франции и Года Франции в России, а также об облегчении визового режима между странами для трудовых мигрантов (соглашение кардинально упрощает различные бюрократические процедуры в этой сфере, в частности облегчается процедура въезда и оформления на работу бизнесменов, руководителей представительств, дочерних компаний).

«Мы говорили о запланированном Годе России во Франции и Франции в России. Это будут совместные мероприятия общим числом более 350. Причем не только в столицах – в Москве и Париже, но и в регионах РФ и провинциях Французской республики, – отметил премьер. – На заседании комиссии была одобрена программа предстоящих мероприятий. Она включает пять основных направлений: экономика; высшее образование и исследования; образование, молодежные обмены; здравоохранение, спорт и туризм».

«Я уверен, данная инициатива сделает нас еще ближе. Поможет лучше узнать и понять друг друга. Я хочу искренне поблагодарить всех участников этого процесса – и представителей бизнеса, и наших коллег из правительства РФ и правительства Франции. Считаю, что мы неплохо поработали и сотрудничество будет развиваться такими же темпами», – заключил Путин.