Контроль над мэрами

27 ноября 2009, 16:58

Омский городской совет вчера в окончательном, третьем чтении принял поправки в устав города, одна из которых наделяет депутатов полномочиями отправлять мэра в отставку. Но, похоже, новым механизмом контроля в настоящее время вряд ли кто-то хочет воспользоваться, поскольку две трети горсовета сформированы из депутатов, лояльных нынешнему градоначальнику Виктору Шрейдеру. Другое дело, что новая норма явно усилит полномочия депутатов, а значит, отразится и на «цене» депутатского кресла.

Необходимость корректировки устава возникла в связи с принятием ряда федеральных законов. Так, в мае 2009 года в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» была включена норма об удалении мэров городов в отставку. В уставе предлагается закрепить данное право за омским горсоветом. «Удалить» мэра могут депутаты представительного органа власти не менее чем двумя третями голосов. Инициатива может исходить как от самих народных избранников, так и от губернатора региона. При этом участие главы региона в процедуре снятия мэра предполагается в любом случае – в законе сказано, что рассмотрение инициативы депутатов об «удалении» мэра в отставку должно проходить «с учетом мнения» губернатора. Таким образом, закон устанавливает двойную зависимость мэров, которые до сих пор были подотчетны только своим избирателям. С помощью горсовета главу города теперь сможет снять губернатор, которого, как известно, «назначает» президент. Другими словами, схема исключает какое-либо участие населения в судьбе избранного им мэра.

Оснований для снятия мэра может быть три. Причем в законе они сформулированы таким образом, что при желании под них можно подвести практические любое неудачное телодвижение градоначальника. Во-первых, мэра могут «удалить» за нецелевое расходование бюджетных средств, во-вторых, за неисполнение им в течение трех и более месяцев своих обязанностей, в-третьих – за неудовлетворительную оценку ежегодного отчета мэра, данную депутатами два раза подряд. Очевидно, что новый закон будет не на руку мэрам тех городов, где сформированы сильные и независимые составы городских советов и где депутаты неподконтрольны муниципалитету. К Омску это явно не относится. Во всяком случае, пока. На выборах 2007 года в горсовет прошел целый десант кандидатов от мэра – на поддержке Виктора Шрейдера строились предвыборные кампании подавляющего большинства народных избранников. В итоге в горсовете из 39 депутатов 34 абсолютно лояльны градоначальнику. Представить себе, что учителя и врачи, заседающие в совете, в какой-то момент взбунтуются и удалят мэра в отставку, очень сложно. Теоретически это может сделать губернатор Леонид Полежаев, но в настоящее время конфликт главы региона с действующим мэром не выгоден никому, и меньше всего – самому губернатору. И так явно засидевшемуся в своем кресле (Полежаев – один из долгожителей губернаторского корпуса, руководит регионом с 1991 года). «Принятая поправка – это вполне демократическая процедура, – говорил ранее журналистам Виктор Шрейдер. – Она защитит горожан от бездеятельных градоначальников, если они победят на выборах, допустим, с помощью грязных технологий».

Председатель горсовета Сергей Алексеев считает, что новая мера вряд ли сподвигнет кого-либо из депутатов поставить вопрос об отставке мэра в ближайшее время. «Виктор Шрейдер и раньше отчитывался перед депутатами и омичами о своей работе, – сообщил он „Эксперту Оnline”. – И всегда получал неизменно высокую оценку. Поэтому не думаю, что в нынешнем вполне конструктивном составе горсовета будут те, кто найдет хоть какие-то основания для постановки вопроса об отставке». В Омске также широко известно, что губернатор Леонид Полежаев открыто поддерживает политику мэра. Хотя нередко у градоначальника возникают непубличные противоречия с заместителем губернатора и секретарем политсовета омского регионального отделения партии «Единая Россия» Александром Артемовым. Однако победа Виктора Шрейдера на состоявшихся недавно в Омске праймериз «Единой России» (67% – Шрейдер и 27% – его ближайший конкурент Игорь Зуга), которые проводились в преддверии предстоящих в марте 2010 года выборов мэра, дает основания полагать, что со стороны партии нынешнему мэру выражена лояльность. А значит, абсолютно нелогично предположить, что и в облправительстве кто-либо начнет раскачивать тему отставки.

Одним словом, новые поправки в устав пока мало кого беспокоят. Однако в кулуарах горсовета поговаривают о том, что за счет новой «влиятельной» нормы устава в будущем может вырасти «цена» депутатского кресла. Неофициально некоторые депутаты высказывают мнение, что будущие выборы в горсовет привлекут большее внимание различных политических и предпринимательских структур именно из-за новых полномочий. Известно, что в нынешнем составе депутаты-предприниматели «выложили» через политтехнологов до 100 тыс. долларов каждый. На эти средства в горсовет были проведены врачи и учителя-единороссы, которые и составляют главный костяк депкорпуса.

Кстати, вчера же аналогичные поправки в устав были приняты депутатами Казанской городской думы. Они внесли изменения в процедуру отставки мэра, согласно которым градоначальник может быть отправлен в отставку по инициативе гордумы или по инициативе главы региона. «При этом основание для отставки может стать, в частности, неудовлетворительная оценка его деятельности гордумой по результатам ежегодного отчета, данная два раза подряд», – говорится в проекте решения казанских депутатов. Кроме того, вскоре в Казани пройдут общественные слушания, на которых планируется обсудить вопрос о процедуре выборов мэра. Пока в уставе столицы Татарстана установлено, что мэр избирается путем прямого голосования (со второго срока, то есть на очередных выборах, предстоящих в октябре 2010 года). Пока градоначальник Ильсур Метшин возглавляет думу, а текущей оперативной работой занимается исполнительный комитет. Депутаты хотят, чтобы мэр избирался из их числа тайным голосованием и большинством голосов. Проект решения должен пройти процедуру обсуждения населением, и депутаты назначили на 14 января публичные слушания. Эту поправку поддерживает Метшин. «Четыре года назад, когда образовывались муниципалитеты, Казань и ряд других городов республики установили у себя в уставах прямые выборы мэра. Но сейчас пройден уже большой путь, и жизнь показала, что схема – мэр, избираемый из числа депутатов, и назначаемый руководитель исполнительного комитета – зарекомендовала себя как действенный механизм», – отмечал он ранее.