Сохранят и ладно

Алексей Смирнов
30 ноября 2009, 14:56

Свершилось. Двухдневный визит внушительной российской делегации во главе с премьером Владимиром Путиным во Францию принес АвтоВАЗу долгожданное успокоение. Соглашение, подписанное в минувшую пятницу генеральным директором госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым и старшим вице-президентом Renault Кристианом Эстевом, задало общие рамки программы развития тольяттинского автозавода и определило формы и доли финансового участия в этом процессе правительства РФ и французского автоконцерна.

Главный результат для ВАЗа (по крайней мере в краткосрочной перспективе) – денег заводу дадут. Но только российских денег. Так, Владимир Путин подтвердил ранее объявленную цифру в 50 млрд рублей, которые поступят из госбюджета «на решение вопросов социального характера и для развития предприятия». «Возможно, что мы капитализируем ранее выданный кредит и тогда поддержка со стороны правительства России составит 75 млрд рублей», – добавил премьер. Скорее всего, эти средства будут внесены в «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса, а затем попадут на завод в обмен на конвертируемые облигации. Как подчеркнул Сергей Чемезов, механизм выделения средств АвтоВАЗу будет определен к 1 марта 2010 года. «Мы хотели бы, чтобы были выделены живые деньги в качестве взноса в капитал „Ростехнологий”, а „Ростехнологии” бы вносили средства в АвтоВАЗ», – сказал глава госкорпорации.

В свою очередь, Renault-Nissan внесет до 300 млн евро – но в виде технологий и ноу-хау, а также, вероятно, в виде прямых инвестиций. «Есть график совместной работы, на которую будут направлены эти средства в виде технологий, а в будущем, возможно, в виде прямых инвестиций. Речь идет о передаче технологий и производстве новых современных автомобилей мирового класса, разумеется в своем сегменте. Компания Renault для этого готова передать технологии, необходимое оборудование, лицензии, ноу-хау и т. д. Российских партнеров это в высшей степени устраивает», – подчеркнул Путин. Окончательные решения по форме и инструментам реализации программы развития АвтоВАЗа также будут приняты в марте 2010 года, тогда же общественности обещают представить итоговый бизнес-план предприятия. «Renault остается нашим стратегическим партнером, есть договоренность о том, что доля Renault не будет снижаться, а сегодня это 25% акций», – заявил российский премьер-министр на пресс-конференции, добавив, что «эта доля может быть увеличена». По словам Чемезова, в пользу Renault будет частично размыта доля в автогиганте ИК «Тройка Диалог» (доля госкорпорации будет расти также за счет этих акций). «Помимо этого, будут снижаться доли миноритарных акционеров АвтоВАЗа», – сообщил также Чемезов, напомнив, что общий пакет миноритариев – около 30%.

Не менее позитивно оценивает итоги визита во Францию и губернатор Самарской области Владимир Артяков, для которого решение проблем АвтоВАЗа носит принципиальное значение – завод является градообразующим предприятием и одним из основных налогоплательщиков в регионе. «Для нас очень важно, что сохранится коллектив завода, будут созданы новые рабочие места на его дочерних предприятиях, – подчеркнул глава региона. – АвтоВАЗ сможет воспользоваться опытом наших французских коллег в решении вопросов социального характера. Это соглашение наряду с мерами, принимаемыми правительством РФ и Самарской областью, станет основой для преодоления кризисных явлений на АвтоВАЗе и вывода предприятия на новый этап развития».

Эксперты рынка также в целом оценивают подписание соглашения положительно. Они сходятся во мнении, что в текущей ситуации партнерство с Renault – практически единственный шанс для ВАЗа. «Мы живем в эпоху глобализации, и сегодня уже невозможно развивать отдельно такое масштабное предприятие, как АвтоВАЗ, – размышляет замгендиректора аналитического агентства „Автостат” Сергей Удалов. – Будущее за глобальными автопроизводителями. Чтобы быть конкурентоспособными, нужно использовать эффект масштаба и получать синергию от партнерства. Например, для того чтобы иметь возможность моделировать и запускать в производство новые разработки, необходимы мировые продажи на уровне 5 млн машин в год, иначе это нерентабельно. Ни один локальный производитель не сможет потянуть такие объемы продаж».

Главным минусом складывающейся структуры партнерства АвтоВАЗа с концерном Renault-Nissan аналитики считают проигрыш по технологиям. Стратегия развития завода предусматривает выход на уровень производства 900 тыс. автомобилей в год к 2015 году, заявил Сергей Чемезов. Завод, по словам Чемезова, будет выпускать две модели Lada, две модели Renault и одну Nissan. При этом около 70% этой продукции будут нести логотип Lada. Однако де-факто это будут автомобили Renault. «Были достигнуты договоренности передачи платформы Б-0 и технологического оборудования, лицензий на двигатель, трансмиссию, все, что связано с новым автомобилем», – сообщил глава «Ростехнологий». Собственные разработки ВАЗа временно отложены, и нет уверенности, что к ним вернутся. Таким образом, научно-технический центр ВАЗа, который мог бы стать глобальным центром компетенций, остается не у дел. «Да, мы потеряли в плане технологий, но сейчас важнее то, что деньги на завод придут», – резюмирует Удалов.

Еще одним пунктом соглашения, который вызывает вопросы у аналитиков, является проект создания автозавода на Дальнем Востоке. Модели Lada в этом регионе, мягко выражаясь, не пользуются популярностью. Если же там будут производиться автомобили Nissan, то им придется конкурировать с импортируемыми из Японии подержанными авто, к которым Дальний Восток давно привык. Впрочем, этот проект пока рано обсуждать подробно, отмечают аналитики. По нему должно быть подписано дополнительное соглашение, а также определены основные производственные параметры. Кстати, Чемезов уже поспешил добавить, что создание производства АвтоВАЗа на Дальнем Востоке не помешает аналогичному проекту компании Sollers, которая в конце декабря планирует запустить во Владивостоке производство внедорожников SsangYong.