Пузырчатая господдержка

Александр Кокшаров
9 ноября 2009, 18:42

На встрече «большой двадцатки» в шотландском городке Сент-Эндрюс министры финансов договорились продолжать меры, направленные на поддержание восстановления мировой экономики. Но они могут привести к новому дисбалансу.

Участники форума G20 в Шотландии согласились с тем, что правительства будут вынуждены какое-то время оказывать финансовую помощь частному сектору экономики. В совместном заявлении по результатам встречи говорится, что финансовые и экономические условия к осени 2009 года значительно улучшились. Однако восстановление после кризиса проходит неравномерно, поскольку зависит от поддержки со стороны правительств. Большую озабоченность государств G20 также вызывает высокий уровень безработицы во многих странах.

Страны «большой двадцатки», на которые суммарно приходится 85% мирового ВВП, договорились о проведении взаимного мониторинга в целях восстановления мировой экономики. После встречи в Сент-Эндрюсе министр финансов США Тимоти Гайтнер заявил, что правительства крупнейших экономик мира «сохраняют очень широкий консенсус в том, что экономический рост является главной задачей экономической политики» в государствах G20. Его британский коллега Алистер Дарлинг заявил, что хотя риски экономического спада значительно уменьшились, еще слишком рано прекращать правительственную поддержку. «Никто из нас не считает, что наша работа уже закончилась», — прокомментировал Дарлинг консенсус министров финансов G20.

Действительно, правительства продолжают оказывать помощь частному сектору. Так, на прошлой неделе Банк Англии (Британский Центробанк) принял решение выделить экономике дополнительные 42 млрд долларов, а также сохранить процентные ставки на уровне 0,5%. Банк уже потратил почти 300 млрд долларов на программу «количественного расширения», которая включает эмиссию для покупки активов банков и компаний. Процентные ставки находятся на рекордно низком уровне уже на протяжении восьми месяцев. Низкие процентные ставки на прошлой неделе были сохранены и в США (ФРС оставила их неизменными на уровне 0–0,25%), и в зоне евро (ЕЦБ решило не менять ставку рефинансирования, уже шесть месяцев находящуюся на уровне 1%).

Встреча в Сент-Эндрюсе совпала по времени с заявлением британского премьер-министра Гордона Брауна о том, что необходимо «создать новые экономические правила игры». В частности, Браун высказал идею о необходимости нового социального контракта между обществом и банками. Как отметил британский премьер, финансовый сектор стал настолько важным для функционирования современной экономики, что в разгар кризиса у правительств не было иного выбора, как вмешаться, так как финансовый сектор «шел ко дну». При этом Браун полагает, что «неприемлемо, что прибыль от успеха этого сектора получает узкая группа людей, в то время как затраты, связанные с крахом банков, вынуждены нести все мы». Британский премьер призвал других участников саммита G20 серьезно рассмотреть вопрос создания системы налогообложения финансовой деятельности банков, которая смогла бы застраховать финансовую систему от еще одного кризиса.

Предложение Брауна ввести налог на международные финансовые транзакции (известный в экономической теории как «налог Тобина») было встречено на саммите с прохладой. Против этого предложения выступили США, Канада, Россия, Международный валютный фонд и Европейский центральный банк. Глава МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, что «налог Тобина» является устаревшей идеей, которая неприменима для сегодняшнего мира. Впрочем, некоторые страны (включая Францию и Германию) поддержали предложение Брауна. Министр финансов Франции Кристин Лагард заявила, что Париж согласен с идеей подобного налога, который бы сделал мировую финансовую систему более стабильной. Идею Брауна также поддержал глава британской Службы финансового надзора (FSA) Джон Адэйр Тернер.

«Отсутствие консенсуса на форуме фактически похоронило предложение Брауна. Для того чтобы налог или сбор на финансовые транзакции был эффективным, требуется его использование по всему миру, по крайней мере в ключевых странах. Если ключевые игроки, например США, его не поддерживают, то такой налог не имеет смысла. В Вашингтоне склонны соглашаться с недавним докладом МВФ, который утверждает, что финансовую стабильность удастся достичь через повышение требований к размеру собственного капитала банков, а не через налоги на транзакции», — рассказал «Эксперту Online» Пол Дейлс, экономист консалтинговой компании Capital Economics в Лондоне.

Хотя на встрече в Сент-Эндрюсе много говорилось о дальнейшем участии правительств в минимизации последствий кризиса, министры не пришли к общему мнению по поводу рисков, которые несут новые спекулятивные пузыри. За два дня до встречи G20 Мировой банк опубликовал доклад, в котором говорится о формировании спекулятивных пузырей на фондовых рынках и в секторе недвижимости многих развивающихся экономик, особенно в Азии. В частности, экономисты банка особенно отмечают риски в Китае, Гонконге и Сингапуре.

Действительно, китайский фондовый рынок вырос очень резко — индекс акций класса A (SSEA) увеличился на71,7% с начала года, а класса B (SSEB) — на 96%. Фондовый рынок в Гонконге вырос на 50,2%, а в Сингапуре — на 55,2%. Быстрыми темпами (в долларовом выражении) также росли фондовые рынки Тайваня, Таиланда, Индонезии, Индии, Южной Кореи, Австралии. Еще быстрее росли фондовые рынки России (106,5% с января 2009 года в долларовом выражении) и Бразилии (130,2%).

«Рост спекулятивных пузырей на самых разных рынках отчасти связан с политикой правительств, которые направляют огромные финансовые ресурсы на поддержание экономик на плаву. “Количественное расширение” как в виде эмиссии, так и низких процентных ставок ведет к вбросу значительных объемов капитала на рынки. И значительная часть этого капитала направляется не в производство или потребление, а на финансовые рынки и рынки недвижимости. Резкий рост стоимости акций в целом по миру, рост цен на природные ресурсы, включая нефть и золото, а также возобновление роста цен на недвижимость во многих экономиках стало следствием этой политики», — рассказал «Эксперту Online» Роберт Уорд, директор глобального прогнозирования Economist Intelligence Unit.

С начала 2009 года общая капитализация мирового фондового рынка удвоилась и достигла суммы 47 трлн долларов. Цены на нефть вернулись к уровню 75–80 долларов за баррель (причем долгосрочные фьючерсы на 2016–2017 год уже вплотную приблизились к 100 долларам за баррель, что вызывает опасения о возникновении нового пузыря на рынке нефти), а золото подорожало до рекордного уровня 1098,5 доллара за тройскую унцию.