Чиновники вместо врачей

Екатерина Шохина
1 декабря 2009, 19:33

В будущем году регионы окажутся в гораздо худшем положении, чем в разгар кризиса 2009 года. Такие прогнозы дает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев и директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

По данным ФБК, из 13 регионов-доноров федерального бюджета в следующем году только Самарская область и Ямало-Ненецкий АО будут иметь бездефицитные региональные бюджеты. Самый большой в процентном выражении дефицит регионального бюджета среди данной группы запланирован в Вологодской области — 28% (дефицит бюджетов рассчитан от объема доходов без учета безвозмездных поступлений). Далее следуют Татарстан (24,2%) и Пермский край (22,6%). Николаев отмечает, что дефицитными будут даже бюджет «нефтяного» Ханты-Мансийского АО (6,5%) и Москвы (12,6%). В итоге дефицит суммарного бюджета регионов-доноров (без Ленинградской и Тюменской областей) в 2010 году составит 11,1%.

Что касается бюджетов регионов-реципиентов, то и тут ситуация аналогичная: наибольший дефицит в 2010 году запланирован в Сахалинской области — 29%. Чуть меньше (24,3%) составляет дефицит бюджета Мурманской области. Исключением является Краснодарский край, где профицит бюджета может составить до 1%. Феномен Краснодарского края объясняется просто: на инфраструктуру олимпийского города Сочи из федерального бюджета выделено на будущий год 4 млрд рублей. В основном же, по словам Игоря Николаева, дефицит бюджета в группе регионов-реципиентов находится в границах 10–15%.

По результатам исследования специалисты ФБК обращают внимание на то, что в 2010 году дефицит бюджетов ряда субъектов Российской Федерации превысит нормативы, установленные Бюджетным кодексом РФ (согласно ст. 92.1 максимальный дефицит может составлять 10% для высокодотационных регионов и 15% для всех остальных). «Это поставит регионы в положение нарушителей и, согласно тому же Бюджетному кодексу (ст. 283), может стать основанием для применения к ним мер принуждения», — отмечает Николаев. Меры принуждения могут быть разными: от предупреждения до блокировки расходов и изъятия бюджетных средств.

В нынешнем году регионам жилось гораздо лучше, несмотря на пик финансового кризиса. За январь—август 2009 года из федерального бюджета им было выделено в полтора раза больше денег, чем за аналогичный период прошлого года, отмечает Наталия Зубаревич. «Но деньги были выделены бессистемно — вне зависимости от сложности финансового положения их размазали по всем субъектам, и в некоторых из них львиная доля пошла не на нужды первой необходимости, а на статью “общегосударственные расходы”. Например, в Самаре расходы по ней были увеличены на 40%», — рассказывает Зубаревич. В результате дотационные регионы деньги разбазарили, а сырьевые регионы-доноры потеряли из-за снижения мировых цен в начале года.

В будущем году ситуация ухудшится — федеральный бюджет перечислит в субъекты на 20% меньше, чем в этом году. По словам Зубаревич, больше всего пострадают средне- и слаборазвитые регионы. Нефтяные же лишатся остатков НДПИ, что скажется на их состоянии даже в условиях роста цен на сырье. При этом с федерального на региональный уровень переведена львиная доля социальных расходов: финансирование льготников — ветеранов труда и тружеников тыла, а также детские пособия. «Но чтобы регионы уложились в предельный по закону дефицит (15%), им дано приказание “рубить” расходы на 15–20%, — отмечает Зубаревич. — По 2009 году ясно, что лишними большинство региональных чиновников посчитали расходы на здравоохранение». Ожидаемое в будущем году еще большее сокращение доходов и еще более кардинальная «рубка» социальных расходов неминуемо приведет сокращению рабочих мест и росту безработицы, предупреждает Зубаревич.

Но ситуацию нельзя назвать безвыходной. «Каналов оптимизации расходов полно. Например, сокращение расходов на госуправление и на ЖКХ», — говорит эксперт. Например, на ЖКХ в Брянской области приходится 9% всех ее доходов, а результатов ноль. Правда, на фоне общей нерадостной картины есть и исключения. Так, Пермский край, который в «тучные» годы стал одним из главных в федерации площадок для обкатки реформ, и сегодня держится на плаву.