Доторговались до закона

Многострадальный закон о торговле получил жизнь. Сегодня депутаты поддержали проект в окончательном третьем чтении.

Госдума приняла закон о торговле в третьем чтении. Вопреки ожиданиям, процедура окончательного чтения прошла гладко: не было попыток вернуть документ ко второму чтению, внести какие-либо поправки. Между вторым и третьим чтениями прошел один день. Партия власти выполнила свое обещание – закон начнет действовать уже с февраля 2010 года.

Закон определяет основы госрегулирования торговой деятельности в России. Одной из главных целей закона заявлено антимонопольное регулирование данной сферы. Госрегулирование будут осуществлять правительство РФ и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Закон позволяет правительству устанавливать предел цены на продукты первой необходимости, если цена на них в течение 30 календарных дней поднялась на 30% и более. На какие продовольственные товары распространится данная норма, решит сам кабинет министров.

Депутаты указали, что размер вознаграждения, которое выплачивает поставщик торговой сети, не может превышать 10% от стоимости поставки. При этом такой бонус не может быть выплачен в случае поставки социально значимых товаров. В законе определен и срок оплаты ритейлером поставок. Так, торговая сеть должна будет оплатить в течение десяти дней продовольственные товары, срок годности которых менее десять дней. Если срок годности продуктов от 10 до 30 дней, оплатить его необходимо в течение месяца. Продовольственные товары сроком годности более 30 дней, а также алкоголь должны быть оплачены в течение 45 дней.

Согласно закону, торговая сеть, которая реализует в регионе более 25% товаров, не может покупать новые торговые площади. Эта норма касается также Москвы и Санкт-Петербурга. Аналогичный порог будет действовать и на муниципальном уровне, и в городских округах начиная с 1 июля 2010 года.

Закон вызвал споры даже при принятии в третьем чтении. Коммунист Николай Коломейцев убежден, что в законе обещания власти реализованы «строго наоборот». Депутат напомнил, что закон был инициирован в связи с резким ростом цен во время кризиса. «Не учтены ни интересы производителя сельхозпродукции, ни интересы потребителя», – убежден Коломейцев. Зато, продолжил он, учтена лоббистская составляющая торговых сетей. «И думаю, не безвозмездно», – бросил обвинение в зал член КПРФ.

Владимир Жириновский отметил, что «какие-то положительные моменты» все же в законе есть. Но нет самого главного – принципа ценообразования. Так, ЛДПР считает необходимым ограничить торговую наценку 10%, как во всех цивилизованных странах. Можно было, по мнению Владимира Вольфовича, организовать закупочные кооперативы. «Но закон не вводит эту социальную ответственность нашего бизнеса перед гражданами», – расстроился политик. Не понравилось Жириновскому и то, что нет специального министерства торговли. Осталась вне поля зрения закона и контрафактная продукция.

А вот член «Единой России» Ирина Яровая от лица партии власти заявила, что закон защищает потребителей и производителей. Закон устанавливает прямое антимонопольное регулирование. «Мы даем возможность для развития малого и среднего бизнеса», – доказывала оппозиции Яровая. Впервые, убеждена депутат, государство заявляет о недопустимости «того самого хамства» торговых сетей, о котором говорил президент. «Можно сколько угодно говорить о счастье народном, но сесть, разработать закон и реально защитить права граждан гораздо сложнее», – попыталась пристыдить оппозицию Ирина Яровая.

Экс-владелец сети «Седьмой континент», депутат Владимир Груздев хвалить или ругать закон отказался. «Вот заработает – тогда посмотрим, что из этого получится», – сказал он «Эксперту Online». Он также указал на то, что 25-процентный порог присутствия в регионе коснется лишь одного ритейлера – Х5 (магазины «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель») и только в Санкт-Петербурге. «А остальным еще расти и расти», – заключил депутат.

Однако региональные ритейлеры так не считают. По мнению начальника отдела маркетинга компании «Лента» Алексея Орлова, принятие закона о торговле снизит привлекательность бизнеса. От введения нормы по порогу доминирования выиграют крупнейшие ритейлеры: у них появится законная возможность теснить локальные сети, лидирующие на региональных рынках.

Глава Х5 Retail Group Лев Хасис считает, что статья о норме доминирования не изменит условий для работы операторов сверхкрупных форматов, которые могут открывать гипермаркеты каждый раз на новом для себя локальном рынке – и при этом занимать существенную долю на нем.