Глава МИД РФ Сергей Лавров на проходящем в Афинах двухдневном заседании Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ представил проект нового Договора о европейской безопасности. Документ был разослан накануне от имени президента России Дмитрия Медведева руководителям государств на пространстве «от Ванкувера до Владивостока», а также главам международных организаций, действующих на евроатлантическом пространстве: ЕС, ОБСЕ, НАТО, СНГ, ОДКБ.
Согласно сообщению пресс-службы Кремля, Россия рассчитывает «на позитивный отклик партнеров и начало предметного разговора по конкретным элементам проекта Договора». Россия выбрала площадку ОБСЕ для презентации предложений по Договору, важному для Европы, рассчитывая на реформирование этой организации, выход из кризиса и ее преобразование в полноценный межгосударственный институт. Отметим, на сегодняшний день «ОБСЕ используется для „прокачки” демократических идей на Востоке, для мониторинга демократии на постсоветском пространстве. А безопасность и экономическое развитие в ОБСЕ не обсуждается», – подтвердил «Эксперту Online» Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике. Этими вопросами на континенте заведуют НАТО и ЕС. Но совершенно очевидно, что ОБСЕ – первая инстанция, где следует обсуждать такие вопросы.
Инициатива
Идея создания Договора по общеевропейской безопасности была высказана президентом Медведевым 5 июня 2008 года. Суть – в создании в Евроатлантике «единого, неразделенного пространства» в военно-политической сфере. В предложенном европейцам документе – принцип «неделимости безопасности»: участник Договора «не осуществляет действий или мероприятий, существенно затрагивающих безопасность одного или нескольких участников» этого Договора. А если участник является членом военного союза или блока, то он «добивается того, чтобы такие союзы, коалиции и организации соблюдали принципы» Устава ООН и другие международные договоренности и чтобы решения этих союзов или блоков «не затрагивали существенным образом безопасность одного или нескольких участников» Договора.
Кроме того, в Договоре, проект которого предложен Медведевым, содержатся принципы соблюдения транспарентности и механизм рассмотрения вопросов по безопасности, если таковые возникают у участников этого соглашения. Еще один важный момент – нападение на одного из участников Договора расценивается другими как нападение на собственную территорию и дает право предоставления помощи, включая военную, стране, подвергшейся агрессии.
Российский МИД пояснил, что обеспокоен ситуацией, сложившейся в области безопасности в регионе Евроатлантики: «Она проявляется в глубоком кризисе адаптированного ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе), стагнации в области мер доверия, попытках силового решения региональных конфликтов, которые проявились со стороны Грузии в августе 2008 года, а также в сохраняющихся угрозах международного терроризма, наркотрафика и других форм трансграничной организованной преступности». Восстановление доверия между соседями необходимо, с этим согласны участники саммита глав МИД ОБСЕ в Афинах. А Москва дает понять, что намерена использовать эту площадку для диалога с ЕС и США. Проект Договора о европейской безопасности должен способствовать возрождению роли и веса этой европейской организации.
Путь не будет простым
Предложения Медведева одним из первых изучил глава МИД Франции Бернар Кушнер. В целом он назвал предложения «хорошей идеей», однако отметил, что документ содержит лишь одни из четырех необходимых компонентов: предотвращение и урегулирование конфликтов, контроль над обычными вооружениями, права человека и борьба с новыми вызовами и угрозами. Говоря о кризисе в ОБСЕ, Кушнер не мог не вспомнить августовские события 2008 года: «Мы не смогли предотвратить грузинский кризис летом 2008 года, поскольку наши инструменты коллективной безопасности утратили свою эффективность. Наши возможности по контролю над вооружениями не применяются. Права человека по-прежнему попираются в различных местах».
Глава МИД Австрии Михаэль Шпиндлеггер, поддержав дискуссию по предложениям Медведева, указал на то, что лучше реализовывать уже имеющиеся возможности ОБСЕ, чем создавать новую структуру по безопасности в Европе.
Ну а Грузия, тоже член ОБСЕ, категорически против. Как заявила глава МИД этой страны Нино Каландадзе, «России нужны такие механизмы, которые помогут ей блокировать разного рода решения и иметь средства давления, быть определяющей правила игры, иметь право вето».
Италия, с недавних пор неплохой союзник России в европейских делах, инициативу Москвы поддержала. И выступила против вытеснения нашей страны из решения вопросов безопасности. Как заявил сегодня глава МИД Франко Фраттини, глобальная безопасность не может быть обеспечена, «если над ее архитектурой не будут работать совместно США, Европа и Россия». Впрочем, как натовец Фраттини указал: «Италия придерживается позиции, что никакая новая архитектура безопасности не может быть альтернативной НАТО. Однако мы признаем необходимость более глобальной перспективы с учетом изменения сценариев глобальной безопасности».
НАТО: от Ванкувера не получится
Постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин, лично в руки вручил в понедельник проект Медведева генеральному секретарю НАТО Андерсу фог Расмуссену. Руководство альянса, по сообщениям мировых СМИ, указало, что обсуждение этого документа – прерогатива ОБСЕ, а не НАТО. Впрочем, натовский дипломат не исключил, что предложения России будут рассмотрены и на заседании Совета Россия–НАТО 4 декабря в Брюсселе. Отметим, это заседание нерядовое: оно пройдет в официальном формате впервые с грузино-югоосетинского конфликта, когда работа совета была приостановлена.
Но во вторник стало известно, что Канада блокировала предложение России обсудить вопрос о безопасности на европейском континенте в рамках Совета РФ–НАТО. И хотя позиция членов альянса далеко не одинакова, решение принимается консенсусом. Таким образом, практический смысл долгожданного заседания совета теперь под вопросом.
По словам Рогозина, «было заблокировано принятие всех документов на предстоящей министерской встрече Совета Россия–НАТО. Это говорит о том, что внутри НАТО устойчиво формируется фракция, которая выступает против перезагрузки отношений с Россией». Постпред не сдерживался в оценках: «Испытывая необходимость получения помощи от России, они отказываются обсуждать те вопросы, которые затрагивают наши национальные интересы, прежде всего совершенствование структуры европейской безопасности и создание более сбалансированной ситуации в мире и на Европейском континенте».
Возможно, шаг Канады – реализация настроений США, хотя, по общему впечатлению, президент Барак Обама не настроен конфликтовать с Россией, особенно сейчас, на фоне разработки СНВ-2. РФ нужна Америке в качестве лояльного партнера и, возможно, потенциального союзника.
Демарш Канады весьма некстати накануне визита нового генсека Андерса фог Расмуссена в Россию, намеченного на середину декабря, да еще и после анонсированного им же, Расмуссеном, лозунга нормализации отношений между блоком и Москвой. Хотя необходимо признать, что по большому счету НАТО, одним из резонов существования которого является обеспечение европейской безопасности, дискуссия по предложенному Медведевым Договору не нужна. Дискуссия нужна нам.
Взаимодействие с альянсом в рамках Совета Россия–НАТО нас «не совсем устраивает, потому что он ограничивает наши возможности влиять на принимаемые решения по безопасности в Европе, оказывать влияние на процесс расширения НАТО», пояснил «Эксперту Online» замдиректора института США и Канады РАН Виктор Кременюк. «Мы считаем его полезным, но недостаточным институтом, – указал он. – Поэтому возникло предложение обновить Договор о европейской безопасности и оговорить взаимоотношения с НАТО так, чтобы Россия смогла воздействовать на ситуацию безопасности в Европе. Мы же живем в Европе – поэтому хотим участвовать в процессе обеспечения ее безопасности».
Кроме того, не только нам, но и Западу нужен новый Договор на смену ДОВСЕ, который установит новые лимиты, новые правила инспекций и проверок, новые правила поведения. И, учитывая, что РФ и НАТО теперь взаимодействуют в Афганистане, и нам, и им необходимы меры по координации совместной реакции на потенциальные угрозы с Юга.
А еще – ПРО. Ведь все без исключения фигуранты глобального проекта согласились на то, что он должен быть реализован США, НАТО и Россией. Поэтому, какова бы ни была позиция Канады, а также не слишком любящих РФ «новых натовцев» и «новых европейцев», им придется искать новые форматы взаимоотношений с Москвой – так требует жизнь. И придется учитывать позицию России, категорически выступающую против расширения альянса. «Мы уведомили НАТО о предложениях по Договору о европейской безопасности. НАТО может его проигнорировать, – рассуждает Кременюк. – Тогда мы скажем, что будем предпринимать односторонние шаги по защите наших интересов, в том числе и военной силой. Они это понимают: нам не нужно НАТО, чтобы защитить свои интересы». Но если альянс уклонится от обсуждения, это будет означать, что вопросы безопасности Европы его не волнуют.
По мнению Александра Рара, позиция Запада в отношении предложений по Договору объясняется тем, что и Европа, и США считают Россию «слишком слабой, чтобы предлагать им какие-либо концепции». К тому же Польша, страны Балтии вступили в НАТО, а Грузия и Украина стремятся туда всеми силами, чтобы «иметь защиту от России, которую они рассматривают как достаточно вражескую страну». Поэтому «большая группа государств будет делать все, чтобы проект Договора даже и не обсуждали», полагает он. К тому же Европа занята сейчас Лиссабонским договором, НАТО – разработкой новой стратегии. А Договор принципиальной новизны не несет: «То, что предложено в проекте Договора, – это ОБСЕ-2, попытка спасти ОБСЕ. Если Казахстану дадут в следующем году провести саммит ОБСЕ, которого не было десять лет, и поднять вопрос о модернизации ОБСЕ, об общеевропейской безопасности, как это предлагает Медведев, тогда все это пойдет. И это будет гигантский успех дипломатии Казахстана и России». По мнению Рара, сегодня документ обсуждать слишком рано.
Виктор Кременюк, напротив, уверен, что документ представлен вовремя: «То, что мы предлагаем, – попытка избежать блоковости, это правила поведения на европейском театре. Это коллективные действия по обеспечению коллективного доверия». К тому же несмотря на то, что безопасность в Европе обеспечивает НАТО, в последнее время сами европейцы приводят факты того, что альянс не справляется с задачей в полной мере. Отсюда и идея создания вооруженных сил в рамках ЕС. По мнению Николая Бухарина, ведущего научного сотрудника Института экономики РАН, успех проекта Договора, предложенного Медведевым, будет зависеть от того, ослабнет ли НАТО, будет ли углубляться кризис в этой организации. «Думаю, что российский проект будет обсуждаться многие годы», – сообщил он «Эксперту Online».