Построили быстро

Вадим Пономарев
2 декабря 2009, 17:43

Нефтяная компания «Татнефть» открыла сегодня в Нижнекамске завод по выпуску шин цельнометаллокордной (ЦМК) конструкции. Татарское упорство и технологии германского концерна Continental позволят ТН опередить других игроков именно сейчас, когда шинный рынок выходит из кризиса.

На новом ЦМК-заводе в Татарстане, который сейчас проходит в Нижнекамске процесс пусконаладки, из отечественного – только деньги («Татнефть» вложила в проект почти 17 млрд рублей), подрядчики и земля (завод располагается на производственной площадке «Нижнекамскшины», которая тоже принадлежит ТН). Все остальное – иностранное. На производстве нижнекамских ЦМК-шин будет использоваться ноу-хау шинного концерна Continental, включающее все спецификации на 11 типоразмеров шин и рецептуры резиносмесей. Резиносмесители для нового завода будет поставлять немецкая фирма Кrupp. Системами транспортировки технического углерода, подачей и развеской кремнезема и химикатов занималась немецкая фирма Zeppelin. Итальянская фирма Prodicon взяла на себя изготовление установки фестонного типа. Немецкая Siemens поставила системы управления производством, итальянская Comerio – линию обрезинивания металлокорда, немецкая Fisher – его раскрой. «Самое главное – обеспечить качество такое же, как на других заводах Continental», – заметил по этому поводу вице-президент концерна Continental Бернд Гюнтер.

Немцы не торопятся – первая пробная партия продукции по системе off-take (производство по пресс-формам и под брендом заказчика) будет выпущена в Нижнекамске в марте 2010 года. После испытаний шин и будет принято решение о размещении заказа на новом заводе, который может составить 200-250 тыс. шин под брендом Continental в год (полная мощность завода к концу 2011 года должна составить 1,2 млн шин в год).

Зато со строительством завода торопились в Татарстане. Он был построен за два с небольшим года, что для таких производств – очень короткий срок. И причиной тому было три обстоятельства. Первое: «Нижнекамскшина» (НКШ), принадлежащая «Татнефти», является одним из самых крупных игроков российского шинного рынка, деля пальму первенства по объемам производства шин с «дочкой» нефтехимического холдинга СИБУР – «СИБУР – русские шины» (у обоих игроков примерно по 16% рынка в денежном выражении). НКШ традиционно работала на два направления – экспорт и снабжение своей продукцией автосборочных производств, в том числе расположенного неподалеку самого известного производителя российских грузовиков – КамАЗа. Однако несколько лет назад, поднимая конкурентоспособность своей продукции, камские автостроители переключились на закупку покрышек в Омске – на заводах СИБУРа. «Татнефть» решилась на ответный ход и начала быстро-быстро строить завод для производства грузовых шин по ЦМК-технологиям. «С открытием нового производства „Нижнекамскшина” становится вновь основным поставщиком КамАЗа», – удовлетворенно заметил по этому поводу президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

Правда, произойдет это не сразу. По словам исполнительного директора торгового дома (ТД) «Кама» (дистрибутор продукции всего нижнекамского шинного комплекса) Рината Биктимерова, для поставки на автосборочные предприятия новые шины должны еще пройти дополнительные испытания. Пока же ТД «Кама» намерен начать первые поставки как на российский рынок, так и на экспорт.

И в этом заключается вторая выгода нового завода. ЦМК-шины изготавливаются с применением стального корда в каркасе и брекере, что позволяет увеличить срок их пробега до полумиллиона километров, увеличить грузоподъемность транспорта на 8% и обеспечить 10-15% экономии топлива. Поэтому с 2005 года российский рынок ЦМК-шин рос ежегодно на 50%, а практически все отечественные игроки стремились успеть за этим спросом. Из-за кризиса, по данным специалистов «СИБУРа – русские шины», емкость отечественного рынка грузовых шин упала с 7,2 млн штук до 5,6 млн. Однако доля ЦМК-шин в этом объеме не только сохранилась (20%), но и увеличилась в денежном выражении на 1%. Это означает, что кризис кризисом, а перевозчики не хотят пересаживаться на более дешевые, но менее качественные шины. Более того, доли зарубежных производителей (Bridgestone и «Белшины») даже увеличились за это время на нашем рынке на 2% и 4% соответственно. Этот процесс вряд ли остановится. Удовлетворить спрос можно или растущим импортом, или строительством производств в России. «У мировых шинных лидеров – GoodYear, Yokohama, BridgeStone, Pirelli, Continental – нет мощностей в России. С другой стороны, у них есть мощности в Восточной Европе – Румынии, Польше, Словакии. Оттуда они и импортируют свои шины к нам. И если эти компании не предприняли каких-то конкретных шагов в виде проектно-изыскательских работ, подготовки стройплощадок для новых заводов в нашей стране в условиях экономического роста, то крайне сомнительно, что эти шаги будут предприняты сейчас, когда шинный рынок еще только восстанавливается от дна, которого он коснулся весной этой года», – заявил по этому поводу в интервью «Эксперту Online» заместитель генерального директора компании «СИБУР – русские шины» Игорь Караваев.

Таким образом, открывая свой ЦМК-завод сейчас, «Татнефть» заблаговременно занимает эту нишу на рынке. По прогнозам татарстанских шинников , уже в следующем году потребность в цельнометаллокордных шинах в России достигнет 1,7 млн штук в год, превысив, таким образом, «докризисный» уровень.

Есть еще и третье обстоятельство, заставившее «Татнефть» поспешить со строительством нового шинного завода. За прошедшие два года татарстанских нефтяников фактически лишили нефтеперерабатывающей базы, которая располагалась на Украине, – украинская сторона заявила, что «Укртатнафта», созданная на базе Кременчугского НПЗ, как совместное татарстано-украинское предприятие больше не существует. В этой ситуации единственный выход для «Татнефти» – быстро достроить свой нефтеперерабатывающий завод все в том же Нижнекамске. А для этого нужно, чтобы предыдущий проект – строительство завода по производству грузовых шин по ЦМК-технологиям – начал наконец-то генерировать денежный поток.