За «Невский экспресс» ответили в Чечне

Алексей Клепиков
2 декабря 2009, 18:36

Сайт чеченских сепаратистов «Кавказ-Центр» опубликовал сегодня письмо моджахедов, которые заявили о своей ответственности за подрыв поезда «Невский экспресс». В письме от имени так называемого «Штаба вооруженных сил Имарата Кавказ» говорится, что состав был подорван специальной диверсионной группой «во исполнение приказа амира Имарата Кавказ Докки Умарова». «Мы заявляем, что данная операция была подготовлена и проведена в рамках запланированных еще в начале этого года и успешно проведенных диверсий на ряде стратегически важных объектов России», – подчеркивается в письме. Боевики утверждают, что в Центральном федеральном округе сейчас находятся еще несколько диверсионных групп, которые готовят новые теракты.

О «кавказском следе» официальные лица стали говорить сразу после второго взрыва, который прозвучал в тот момент, когда на месте крушения уже были высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов и глава РЖД Владимир Якунин. Подобный стиль – сначала непосредственно теракт, а потом еще и атака на прибывших официальных лиц – присущ именно кавказским боевикам. Второй взрыв, к счастью, оказался слабым, и единственным пострадавшим стал глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин, обратившийся в одну из петербургских больниц с жалобами на сотрясение мозга.

В оперативном штабе по расследованию преступления заявления боевиков пока не комментируют. А в МВД Чечни в причастность Умарова к подрыву «Невского экспресса» не верят. «Мы проведем тщательную проверку. Но считаем, что все последние заявления Умарова – блеф, не более чем попытка лишний раз напомнить о себе», – заявляют в республиканской милиции. По данным чеченских властей, Умаров прячется в горах и занимается тем, что пытается завербовать в свои ряды 16-19-летних юношей. «Он не может отдавать приказы и координировать действия бандгрупп, так как боится выходить на связь», – утверждают в спецслужбах Чечни.

По данным «Интерфакса», правоохранительным органам удалось составить словесные портреты двух из четырех вероятных исполнителей теракта на железнодорожной трассе Москва–Санкт-Петербург. По словам источника агентства в правоохранительных органах, в деревне Лыкошино Тверской области, расположенной примерно в 5 км от места подрыва поезда, в прошлую среду появилась группа из четырех человек. Мужчины кавказской внешности приехали в населенный пункт на забрызганном грязью серебристом внедорожнике и обратились к одному из местных жителей с просьбой остановиться у него на ночлег, сказал источник. Однако хозяин дома сообщил, что свободная половина дома у него не отапливается. Тогда «гости» попросили указать им другие лыкошинские дома, в которых проживают одинокие хозяева. Предполагаемые террористы объехали два подворья, однако от обоих вариантов отказались. После этого группа скрылась в неизвестном направлении. Визитеры не называли друг друга по именам, вели себя спокойно и очень уверенно. «Один из них – высокий темноволосый мужчина, одетый в полупальто, явно был руководителем. Второй – также темноволосый, смуглолицый и коренастый – постоянно следовал за ним и по своему поведению напоминал телохранителя», – сказал источник.

Он отметил также, что еще одна «четверка» неизвестных появилась в Лыкошино примерно за неделю до взрыва. Хозяин дома, к которому обратились приехавшие, сначала рассказал оперативникам, что это были цыгане, которые собирались навестить своего родственника, отбывающего заключение в расположенной неподалеку колонии. Однако впоследствии местный житель вспомнил, что одного из визитеров звали Ахмед, поэтому, скорее всего, это были также выходцы с Кавказа. Хозяин пустил их на ночлег, постояльцы уходили примерно в 8 утра и возвращались в 18-19 часов, с собой они приносили только сумку с продуктами. За несколько дней до взрыва владелец дома сам выпроводил их из своего жилища, поскольку ему не понравилось, что один из гостей улегся на его диван. После этого четверо неизвестных уехали на автомобиле ВАЗ пятой или седьмой модели красного цвета с госномерами Ленинградской области. «Имеют ли отношение данные лица к преступлению, еще предстоит установить следствию», – сказал источник «Интерфакса». Примерное описание их внешности также имеется в распоряжении оперативников. «Не исключено, что теракт готовили две группы, одна из которых выполняла роль квартирьеров, а другие непосредственно осуществили подрыв поезда», – отметил источник.

Несколько неожиданные заявления прозвучали сегодня из уст руководителя Главного управления МЧС по Санкт-Петерургу Леонида Беляева. Выступая перед депутатами законодательного собрания города, он заявил, что пострадать мог не один, а сразу два поезда. «То, что это подрыв, не подлежит никакому сомнению, – подчеркнул Беляев. – Это теракт, и могло быть все хуже: в этом месте в это время встречаются два поезда – „Невский экспресс” и ЭР-200. „Невский экспресс” опоздал на одну минуту, это три километра пути. Если бы произошла встреча двух поездов, все могло бы быть намного трагичнее».

По последним данным, в результате теракта 26 человек погибли. В больницах с ранениями различной степени тяжести остаются 92 человека.