Стратегия выживания

8 декабря 2009, 18:28

Компания IBS в ходе исследования «Управленческие инициативы лидеров российского бизнеса», проведенного совместно с Ассоциацией менеджеров, выяснила, что российские компании в 2009 году в первую очередь были нацелены на выстраивание отношений с клиентами и создание конкурентной среды. Результаты исследования базируются на анализе приоритетных проектов 102 ведущих российских компаний из различных отраслей экономики.

На первом месте в перечне целей, которые компании пытаются достичь с помощью внедрения новых управленческих технологий, находится «усиление конкурентных преимуществ организации». Такую цель ставили перед собой почти 40% участников исследования. Характерно, что лишь 3% проектов российских компаний реализовались с приоритетным мотивом «увеличение прибыли».

Действительно, серьезно выросли инвестиции в повышение качества отношений с клиентами – в условиях кризиса такую стратегию развития выбрали 50% участников исследования. До кризиса этот показатель не превышал 30%. Под повышением качества отношений подразумевается широкий спектр управленческих инициатив – от реструктуризации системы продаж и разработки новых программ лояльности до внедрения CRM-систем и модернизации ИТ-инфраструктуры.

В области внутренних управленческих инициатив компаний основным направлением инвестиций оказалось операционное управление. Доля этого направления выросла с докризисных 40% до кризисных 57%. Речь в первую очередь идет о проектах с повышенной прозрачностью оперативного контроля, нацеленных на оптимизацию документооборота и операционное управление финансами.

В наибольшей степени, по данным исследования, от кризиса пострадал сегмент проектов в управлении финансами – его доля упала с 28% до 12% от общего числа проектов. В этом сегменте преобладают проекты операционного уровня, рассчитанные преимущественно на срок до одного года. Почти в два раза (с 47% до 24%) «просело» и управление проектами.

Инвестиционная структура проектов российских компаний также претерпела серьезные изменения. Кардинально сократилась доля крупных проектов (свыше 15 млн рублей) – с 41% до 9%. Доля проектов, предусматривающих инвестиции до 1 млн рублей, выросла с 17% до 43%.

В целом крупные компании продолжали работать в рамках своих долгосрочных стратегий, но их масштабные и дорогостоящие проекты были скорректированы с учетом имеющихся у компании возможностей и текущих макроэкономических условий.