Над Курганом туман

9 декабря 2009, 16:09

Коллективу работников Курганского автобусного завода (КАВЗ, входит в группу ГАЗ, специализируется на производстве автобусов малой вместимости) в первом квартале 2010 года грозит сокращение на треть. Об этом сообщила вчера пресс-служба областной федерации профсоюзов. Приказом директора предприятия Олега Шалаева к 10 марта планируется высвобождение 234 человек из 700 работающих на заводе. Профсоюзы напоминают, что в ноябре собственник КАВЗ дал обещание не проводить сокращение персонала и консервацию предприятия.

На совещаниях в областном правительстве руководство завода не смогло обосновать необходимость массового сокращения. Увольнения намечены без согласования с профсоюзами и с нарушением законодательства, поэтому правовая инспекция Федерации профсоюзов внесла работодателю требование об отмене приказа, говорится в сообщении.

Напомним, это не первый случай столкновения интересов трудового коллектива и собственников на КАВЗ. В начале года при разработке антикризисой программы руководство автоконцерна не исключало, что закроет завод, если у предприятия не будет заказов. По словам председателя правления группы Сергея Занозина, «Курганский завод будет работать, если наберет заказов на производство 600 машин в год, если нет, то площадку заморозим». Исходя из прогнозов о снижении потребности рынка в автобусах, ГАЗ начал оптимизацию своего автобусного дивизиона. Входящий в группу Голицынский автобусный завод (ГолАЗ) сейчас преобразуется в сервисный центр, обслуживающий все предприятия группы. А производство автобусов в рамках совместного предприятия с бразильской Marcopolo переводится с ГолАЗа на промплощадку в Павлово. В начале октября ГАЗ в соответствии с прогнозами спроса на автобусы предложил законсервировать мощности в Кургане на 2010 год. На заводе планировалось оставить 100 человек, столько же распределить по другим предприятиям группы, 300 работников отправить на переобучение, а 250 – сократить. Однако против таких планов собственников КАВЗ резко выступили власти Кургана и аппарат полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе. Положение предприятия не безнадежно: завод не простаивает, а с середины августа в связи с увеличением объема заказов он перешел с трехдневной рабочей недели на пятидневку. Планируется, что до конца 2009 года завод выпустит 440 автобусов. Это позволит сохранить численность персонала – 750 человек и среднюю зарплату не ниже 10 тыс. рублей в месяц. Поэтому заместитель полномочного представителя Александр Белецкий отказался рассматривать предложение управляющей компании о консервации завода и сокращении персонала.

Вместе с тем глава региона Олег Богомолов просил не увольнять людей, если расчеты на рост производства не оправдаются, а использовать механизмы программ по снятию напряженности на рынке труда – отправить сотрудников  на переобучение или общественные работы. Сейчас группа ГАЗ заявляет, что при падении рынка на 70% выйти на безубыточное производство без сокращения персонала невозможно. Риски неисполнения обязательств по выплате зарплаты, налогов и расчетов с поставщиками вынудят вернуться к вопросу о консервации завода, говорится в сообщении ГАЗа. Совместно со службой занятости региона ГАЗ прорабатывает возможность переобучения и занятости высвобождаемых сотрудников завода на общественных работах, как это делалось на других предприятиях холдинга.

Приоритетная задача менеджмента КАВЗ – вывод предприятия на безубыточный уровень с I квартала 2010 года. Сейчас руководство компании активно работает над увеличением портфеля заказов на следующий год. В 2010 году КАВЗ планирует выпустить 600 автобусов. В будущем году завод поставит 25 автобусов по контракту с Никарагуа и рассчитывает на участие в федеральной программе поставки коммунальной и дорожной техники. В итоге появится возможность не только собрать планируемое количество автобусов, но и получить прибыль – 37 млн рублей, сообщала ранее пресс-служба правительства области.