Президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Государственного совета Республики Коми кандидатуру Вячеслава Гайзера для наделения его полномочиями главы региона. Ныне Гайзер занимает должность первого заместителя главы республики — министра финансов. Госсовет Коми соберется, чтобы утвердить Гайзера в новой должности, 15 января. В тот же день в парламенте новый губернатор примет присягу. Процедура будет довольно скромной и заменит принятую в подобных случаях пышную церемонию инаугурации.
Вячеслав Гайзер перед самым Новым годом отметил свое 43-летие. Он уроженец Коми — родился в печально известной угольной Инте, окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «автоматизированные системы управления» и Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики по специальности «финансы и кредит». Свою карьеру начинал в банковской сфере. С 1991 года работал на разных должностях в сыктывкарском филиале банка «Менатеп», с 1993 года — в Комибанке. С 1996 года был сначала зампредом, а затем — предправления Коми социального банка. В команду ныне покидающего пост губернатора Владимира Торлопова Гайзер попал в 2002 году, когда был назначен первым заместителем министра финансов республики. Уже в июле 2003 года он стал министром финансов, а меньше чем через год, в мае 2004 года, добавил к министерскому портфелю должность заместителя главы республики. В мае прошлого года он стал первым вице-губернатором (впрочем, из пяти заместителей Торлопова «первыми» в последнее время были сразу двое).
Главный вопрос, которым задаются местные политологи и журналисты, заключается не в том, почему губернатором станет Гайзер, а в том, почему отказано в новом сроке действующему главе региона. 60-летний Торлопов вступил в должность в 2002 году, победив на выборах в конце 2001 года, а спустя четыре года был переназначен президентом Владимиром Путиным. Его губернаторство было относительно безоблачным: нельзя сказать, что экономика региона росла семимильными шагами, но и откровенных провалов тоже не было. Пожалуй, самым черным днем для республики за восемь лет пребывания у власти Торлопова стало 31 января прошлого года — тогда в селе Подъельск всего за несколько минут выгорел деревянный дом престарелых и из 26 обитавших в доме стариков выжили только трое. О трагедии много говорили не только на местном, но и на федеральном уровне. В частности, президент Медведев поручил Торлопову «сделать серьезные выводы из случившегося». Но подобные ЧП в России редко бывают поводом для отставок губернаторов, тем более если эта отставка происходит спустя почти год. Скажем, в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» от пожара совсем недавно погибло куда больше людей (по последним данным, их уже 155, и еще 56 человек продолжают находиться в больницах), однако губернатор Пермского края Олег Чиркунов по-прежнему возглавляет край.
В списке кандидатов в губернаторы Коми, который «Единая Россия» (ЕР) в октябре представила президенту на утверждение, значились три фамилии — это Торлопов, Гайзер и сенатор от исполнительной власти республики Игорь Васильев. Наблюдатели подметили тогда, что местные единороссы, не понимая, кто в тандеме Медведев—Путин принимает кадровые губернаторские решения, попытались угодить обоим: Медведеву дали карт-бланш на сохранение статус-кво (Торлопов или, что маловероятно, его первый заместитель Гайзер), а Путину предоставили возможность поставить во главе республики своего экс-коллегу (Васильев служил во внешней разведке КГБ СССР по Ленинграду и области и признавался, что хорошо знаком с нынешним премьером). В целом же список конкурентов Торлопову казался настолько слабым, что сомнений почти не оставалось: действующий глава Коми получит утверждение на третий срок. Но президент Медведев принял неожиданное решение.
Торлопов такого развития событий явно не ожидал. Накануне Нового года он проводил совершенно традиционные совещания (например, с главами муниципальных образований республики и с членами координационного совета ветеранских организаций), встретился с преподавателями и воспитанниками детского дома и даже посетил концерт Валерия Леонтьева, где публично объявил о присуждении ему звания Народного артиста республики (певец родился в селе Усть-Уса Коми АССР). В своем последнем расширенном интервью, опубликованном в еженедельнике «Молодежь Севера» 28 декабря, на вопрос «Как вы себя ощущаете сейчас, когда решается вопрос о возможном третьем сроке?» Торлопов ответил так: «Я даже не мыслю этими категориями — возможный третий срок, невозможный. Я знаю, что я работаю, просто работаю. Управляю республикой. Я работаю круглые сутки, за исключением времени на сон, моя должность не предполагает отключения. Неважно, находишься ли ты в кабинете, проводишь заседание правительства, даже на лыжной трассе — ты все равно являешься руководителем субъекта РФ». Решение президента о своей отставке он воспринял достойно. «Это не революционный вариант, — сказал он в интервью “Интерфаксу”. — Если в 2001 году после моей победы на выборах руководителя региона менялась политическая элита и управленческий аппарат, то сейчас сохраняется команда, сформированная мною за эти восемь лет. Вячеслав Гайзер — из этой управленческой команды». Торлопов и дальше намерен активно заниматься политикой в регионе.
Назначение Гайзера — очередное доказательство процесса постепенного обновления региональных элит. Даже официальное сообщение пресс-службы Кремля о внесении кандидатуры Гайзера содержало предложение о том, что он «включен в состав первой сотни резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента». Кстати, перед Новым годом другой участник этой чудо-сотни Анатолий Бровко был назначен губернатором Волгоградской области. «Молодежь» эта, впрочем, отнюдь не безгрешна. В частности, 12 ноября 2008 года, когда кризис уверенной поступью шагал по стране, Гайзер в своем нефтедобывающем регионе активно продвигал в Госсовете в окончательном чтении проект республиканского бюджета-2009, основанный на среднегодовой цене на нефть 95 долларов за баррель, хотя марка Brent упала в цене к тому времени до 54 долларов. В процессе принятия бюджета казна Коми не просто не похудела — она даже была увеличена в расходной части с 42 млрд до 43,7 млрд рублей. При этом дефицит бюджета региона был утвержден в размере 4,1 млрд рублей при доходах 39,6 млрд, а Гайзер заявил, что половина дефицита (2,1 млрд рублей) будет покрыта за счет размещения облигационного займа. Тогда это вызвало откровенную насмешку у профессионалов фондового рынка: куда более богатые Москва и Санкт-Петербург даже и не заикались о выходе в 2009-м на профессиональный рынок ценных бумаг. Результат тех заявлений Гайзера таков: в течение года благодаря внесенным министром финансов поправкам бюджет похудел по доходам и расходам на 4,4 млрд рублей, то есть более чем на 10%, и ни о каких облигациях речь, разумеется, больше не велась.
Вопрос о том, будет ли Гайзер утвержден в должности, уже практически решен: 20 из 29 мандатов депутатов Госсовета Коми принадлежат ЕР. Глава Госсовета и замглавы местной ЕР Марина Истиховская уже заявила, что «нынешний первый замглавы республики пользуется большим авторитетом у парламентариев Коми». Даже экс-глава республики Юрий Спиридонов, ныне тяготеющий к «Справедливой России», заявил, что считает Гайзера из всех предложенных ЕР кандидатов в губернаторы «настоящим грамотным профессионалом». «Он хорошо смотрится на фоне серости, которая руководила республикой, — подчеркнул Спиридонов. — Я надеюсь на мудрость депутатов Госсовета, надеюсь, что они не будут противиться предложению президента, который накануне Рождества Христова преподнес подарок жителям республики». Готова поддержать кандидатуру нового губернатора и ЛДПР. Однозначно против Гайзера выступают лишь представители КПРФ, но им принадлежит всего два парламентских мандата.
Сам Гайзер пока собирается работать со старой командой, «которая сложилась давно и действует достаточно успешно». «Владимир Торлопов — мой учитель, — говорит Гайзер, — поэтому не исключено, что мы будем продолжать работать на благо республики в тандеме». Бизнес-сообщество Коми пока не высказало своего мнения относительно перемен во властных коридорах. Во многом это связано с тем, что перемены осуществлялись президентом в период новогодних каникул. Однако, судя по неофициальным отзывам, отношение бизнес-кругов к Гайзеру более благоприятное, чем к Торлопову. Последний ассоциировался с группой «Ренова» (по слухам, она профинансировала его избирательные кампании) и представлялся противником «Северстали» (между тем эта компания владеет многими шахтами в Коми, включая 39% акций главной из них — «Воркутауголь»). Кроме того, в прошедшем году Торлопов умудрился испортить отношения и с главным нефтедобытчиком региона — «ЛУКойлом», из-за кризиса сократившим свои налоговые поступления в региональный бюджет. От Гайзера, который работал в относительно небольших по российским меркам банках и в последние годы по роду своей деятельности был обязан поддерживать связи со всеми бизнес-структурами, местные предприниматели ждут равноудаленности от московских олигархов и, как следствие, повышения инвестиционной привлекательности региона.