Третий, но необходимый

13 января 2010, 17:26

Первая опора третьего моста через реку Обь в черте Новосибирска будет заложена в феврале текущего года. Всего их будет более 20, а общая длина моста (с подъездными путями) составит почти 5,5 км. Это сооружение не только существенно улучшит транспортные связи в крупнейшем муниципальном образовании страны, но и станет частью будущего юго-западного транзита всей Новосибирской области от трассы М51 «Байкал» до М52 «Чуйский тракт».

Напомним, в середине декабря мэрия Новосибирска (именно муниципальное бюджетное учреждение города «Управление дорожного строительства» выступает заказчиком проекта) выбрала генподрядчиком строительства Оловозаводского моста (таково название третьего моста) местное ОАО «Сибмост». Компанию, которая построила и два других моста в Новосибирске – Коммунальный и Димитровский. Оба этих сооружения уже давно не справляются как с кратно возросшим внутренним потоком автомобильного транспорта, так и с транзитом, который из-за отсутствия полноценных объездных дорог все еще движется через столицу Сибири. В конкурсе кроме «Сибмоста» участвовали также ОАО «Мостострой-11» (Сургут), НПО «Мостовик» (Омск) и ОАО «Дальмостострой» (Хабаровск), но новосибирская компания смогла уменьшить сумму контракта почти на 3 млрд рублей (до 14,8 млрд рублей) и стать победителем. Сегодня на встрече у первого вице-губернатора Новосибирской области Василия Юрченко представители «Сибмоста» заверили власти, что проект будет реализован за пять лет, как и предусмотрено контрактом.

Технологическая подготовка к строительству Оловозаводского моста началась еще в прошлом году: летом были расчищены берега Оби, а также ее притоков Ини и Тулы, построена технологическая дорога к реке со стороны улицы Большевистской (главной магистрали правобережья, связывающей центральные районы города с отдаленными Первомайским и Советскими районами, в том числе Академгородком). Сейчас завершается сооружение временного моста через реку Иня. Все это позволяет уже в феврале перейти непосредственно к фазе строительства, заложив первую опору будущего моста. На первом этапе планируется построить арочный мост длиной 2096 метров с пропускной способностью 60 тыс. автомобилей в сутки, два путепровода – над улицами Большевистская и Ватутина (на левом берегу), две транспортные развязки по этим же улицам с девятью съездами, четыре пешеходных моста и ливневую канализацию. Переход должен быть построен до конца 2014 года.

И городские, и областные власти без устали повторяют, что третий мост станет реальностью. Через каких-то несколько лет. Однако пока с трудом верится в то, что столь необходимый для Новосибирска инфраструктурный объект будет построен в объявленные сроки. И главный сдерживающий фактор – деньги. Даже далекому от строительства обывателю очевидно, что без поддержки федерального бюджета такой дорогостоящий проект регион и муниципалитет не вытянут. Между тем целевых субвенций на строительство моста из госказны в 2010 году не предусмотрено.

Как отмечал еще в декабре прошлого года мэр Новосибирска Владимир Городецкий, график работ этого года стоит 1692 млн рублей (сюда включены подготовка рабочей документации и непосредственно строительные работы). В бюджете города в текущем году на строительство моста заложено 500 млн рублей. Такую же сумму выделит и областная казна. Оставшиеся почти 700 млн местные чиновники рассчитывают получить в рамках бюджетного кредита из федерального бюджета. «По поручению председателя правительства РФ наш мост включен в официальный перечень объектов, претендующих на кредитные лимиты. Названа конкретная сумма – 692 млн рублей сроком на пять лет со ставкой заимствования 25% от ставки рефинансирования, то есть при нынешней ставке это 2,5%», – отмечал Городецкий.

Остается добавить, что в самом Новосибирске, где дорожное строительство в последние годы переживало небывалый бум (в том числе и благодаря «дорожному миллиарду», подаренному всем миллионникам «Единой Россией» в 2007 году), ряд больших строек уже приостановлен. В частности, не ведутся работы на одном из ключевых объектов – двухуровневой развязке на Южной площади. Сваи стоят, стройка огорожена, но жизни там не наблюдается. В 2009 году темпы строек не снижались, но что будет в новом сезоне – неизвестно. Не исключено, что третий мост – чисто идеологически уже выставленный в качестве ключевого проекта предстоящей пятилетки – станет и основным объектом финансирования в условиях жестко секвестированных бюджетов. Деваться некуда. Без этого сооружения полноценное развитие крупнейшей за Уралом городской агломерации невозможно. «Задержка строительства этого объекта может привести к очень серьезным последствиям: сдерживанию развития инфраструктуры, снижению инвестиционной привлекательности Новосибирской области как одного из крупнейших транспортных центров сибирского региона», – констатировал сегодня Василий Юрченко.