В минувшую пятницу в Московском Кремле заседал Госсовет под председательством президента. На обсуждение была вынесена беспрецедентная тема – развитие политической системы – с беспрецедентным же составом участников. В Большом Кремлевском дворце собрались не только губернаторы, но и все политические партии, которым была предоставлена возможность выступить. «Тема для Государственного совета необычная: впервые, можно считать, мы на заседании Государственного совета рассматриваем в чистом виде вопросы внутренней политики и вопросы развития именно политической системы, демократических институтов в нашей стране», – признался Дмитрий Медведев.
Решение обсудить развитие политической системы на столь высоком уровне – ответ на требование оппозиции, заявлявшей о многочисленных фальсификациях на региональных и муниципальных выборах в октябре 2009 года. Но глава государства не оправдал ожиданий партий меньшинства. Президент остудил оппозицию статистикой. Количество партийных фракций в региональных парламентах за последние годы резко возросло, отметил Медведев. Если в 2004 году фракции «Единой России» действовали в 56 субъектах федерации, то в прошлом году – во всех. Компартия в 2004 году имела фракции в 17 региональных парламентах, а в 2009-м – в 67, Либерально-демократическая партия в 2004 году присутствовала в шести регионах, в 2009 году – в 43. «Справедливая Россия» в 2006 году имела 18 региональных фракций, тогда как в 2009-м уже 50. «Эти цифры сами за себя говорят», – призвал собравшихся самостоятельно сделать выводы Дмитрий Медведев.
Партии ждали и выводы в связи с их громогласными заявлениями о массовых фальсификациях и нарушениях. «Несмотря на то что было много различных выступлений, в судах оспорены итоги выборов на участках, совокупный вес которых измеряется долями процентов голосов избирателей», – сказал Медведев. И высказался даже более категорично: заявления о массовых злоупотреблениях оказались неподтвержденными. «И в будущем я бы предложил воздержаться от огульных обвинений в адрес избирательной системы: не в адрес нарушений, естественно, – они должны пресекаться и наказываться, а в адрес самой избирательной системы, потому что это тоже разновидность правового нигилизма», – сказал президент. Если есть факты, добавил он, надо обращаться в суды, а нет фактов – обвинения ни на чем не основаны.
И все же, признал президент, не везде выборы проходят стерильно. Пример – город Дербент, где судом отменены результаты. «Еще многое нужно сделать, чтобы доверие к избирательной системе, этому важнейшему институту демократии, стало прочным», – сказал президент и напомнил собравшимся о своих предложениях, высказанных в послании Федеральному собранию. Медведев не оказался голословным: в тот же день на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект о представительстве в региональных парламентах партий, набравших 5% голосов, по аналогии с федеральной нормой. Помимо уже известных инициатив, глава государства назвал «важнейшим делом» оснащение избирательных участков современными электронными средствами для голосования и подсчета голосов.
Согласился с этим и губернатор Калининградской области Георгий Боос, который считает, что, несмотря на дороговизну технических новинок, политическая стабильность стоит дороже. Глава самого западного российского региона обратил внимание и на то, что обвинения в фальсификации крайне опасны, ведь формируют неправильное общественное мнение – люди будут считать власть нелегитимной.
Председатель «Справедливой России» Сергей Миронов предложил изменить порядок формирования региональных и муниципальных избирательных комиссий. По мнению эсэров, формировать их нужно только из представителей всех политических партий. «На политическом поле нет реальной конкуренции политических идеологий», – посетовал спикер Совета федерации.
Геннадий Зюганов решил пожаловаться на штрафы, которыми власть обложила его и его однопартийцев за различные политические заявления. Так, у лидера КПРФ в прошлом году удержали несколько думских зарплат в счет уплаты 950-тысячного штрафа за заявление о том, что в ряде регионов господствует криминалитет. «КПСС была сильнее, умнее и заслуженнее „Единой России”», – сказал обиженно Зюганов.
Владимир Жириновский вышел без распечатанного доклада. Ведь демократия, по его словам, должна быть в крови, сердце и душе, а не на бумаге. ЛДПР предложила на обсуждение Госсовету свою старую идею – ограничить сроки пребывания в должности всех руководителей – от театров до политических партий. Начать Жириновский пообещал с себя, но вот беда – нет желающих занять место лидера оппозиционной партии. Еще председатель ЛДПР высказался за необходимость установления максимального проходного барьера на выборах. Жириновскому нравится цифра 40%. Набрал больше – придется отдать голоса другим партиям.
Спикер Госдумы, председатель высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов пожурил оппозицию за разразившийся в ходе осенней кампании скандал, который, по его мнению, был хорошо спланирован. Представитель партии власти почему-то лишь мельком коснулся громко заявленной им накануне Госсовета темы слияния регионов. Еще в четверг Грызлов предложил укрупнить субъекты федерации, присоединив дотационные регионы к донорским. Но в ходе своего выступления на Госсовете Борис Грызлов почему-то не стал так широко развивать свою мысль, ограничившись лишь тезисом о необходимости сделать регионы самодостаточными. Возможно, председатель Госдумы и дальше развивал свою идею реформирования территориального устройства России, если бы его инициативу многие главы субъектов федерации не восприняли в штыки и дали понять президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, что они (губернаторы) пойдут на слияние только по указанию сверху и с большой неохотой.
Слово предоставили и непарламентским партиям. Яблочник Сергей Митрохин высказал свои опасения в связи с возможным возвратом к советским временам из-за разросшегося монополизма партии власти. Лидер правой партии предложил снизить минимальную численность партий до 5-10 тыс. человек, а проходной барьер – до 5%. Последнее предложение поддержала и зампред «Патриотов России» Надежда Корнеева. Сопредседатель «Правого дела» Георгий Бовт выступил против партийных «паровозов» – известных людей, становящихся во главе партийного списка, чтобы протащить кандидатов за собой, а потом отказаться от депутатского мандата.
Слово взял до последнего молчавший лидер «Единой России» премьер-министр Владимир Путин, тщательно конспектировавший тезисы выступавших все три часа. Глава правительства встал на защиту «Единой России», которую выступающие упрекнули в том, что она является партией крупного капитала и чиновничества. «Если бы так было, то в условиях кризиса мы действовали бы совсем иначе. Мы заморозили бы пенсии и заработные платы», – сказал Путин. Партия власти действовала же как раз наоборот, а поэтому заявления оппозиции премьер-министр мягко назвал «некорректными». России, по словам национального лидера, нужна устойчивая политическая система, чувствительная к изменениям, происходящим в мире и в самой России.
Резюмируя, Дмитрия Медведев заявил, что идея провести Госсовет по политическим вопросам удалась. Итоги обсуждения глава государства подводить не стал. «Всякая политическая система должна развиваться, наше общество – модернизироваться вместе с экономикой. Этим мы будем заниматься в ближайшее время», – пообещал президент.
Ожидания оппозиции, воспринимавшей Госсовет как карающий меч, обязанный опуститься на партию власти, не сбылись. С другой стороны, в столь широком формате, при столь высоком собрании оппозиционерам дали выступить впервые. А потом с заседания Госсовета они уходили довольные и окрыленные.