Технологический вираж

Василий Каснакин
29 января 2010, 14:23

Самый необычный производитель пользовательской электроники, американская компания Apple, представил вчера мобильное устройство нового поколения – планшетный компьютер iPad.

Борьба за лидерство на рынке производства планшетных персональных компьютеров началась. Пионером здесь выступит Apple со своим детищем – iPad, презентация, которого прошла вчера в Сан-Франциско. Новинка Стива Джобса позиционируется как промежуточное устройство между ноутбуком и iPhone. Цветное многофункциональное устройство с экраном, поддерживающим нажатия несколькими пальцами, диагональю 9,7 дюйма и разрешением 1024х768 точек с процессором Apple A4 с тактовой частотой 1 ГГц. Устройство несет на борту от 16 до 64 гигабайт памяти и использует для связи технологию Wi-Fi, через три месяца будут доступны iPad, поддерживающие 3G-сети.

Презентация нового устройства прошла довольно интересно. Сначала один из основателей Apple Стив Джобс подверг критике деятельность финского производителя мобильных телефонов Nokia. Он заявил, что сейчас Apple является крупнейшим производителем мобильных устройств, таких как плееры iTouch, телефоны iPhone и ноутбуки MacBook.

Неплохо выглядят и финансовые показатели Apple. Выручка «фруктовой компании» за первый квартал 2010 финансового года составила 15,68 млрд долларов, а прибыль – 3,38 млрд долларов. При этом финский производитель объявил о выручке всего в 882 млн евро в четвертом квартале 2009 года (по времени совпадает с первым кварталом 2010 финансового года в США).

Пока Стив Джобс расписывал присутствующим возможности iPad и рассказывал о новом сервисе по продаже книг и периодики iBook, в дополнение к магазину приложений AppStore и мультимедиакаталогу iTunes, биржа отреагировала падением акций Apple примерно на 5%. Традиционно ожидаемого от Стива Джобса «вау-эффекта» не было. iPad не оправдывал ожидания пользователей, в сети шло активное обсуждение недостатков новинки. Вот что сразу отметили фанаты: операционная iPad OS не поддерживает многозадачность (такой недостаток есть и у iPhone), браузер не поддерживает популярные flash-приложения, iPad существует в закрытой экосистеме, отсутствует фронтальная камера. Скорее ожидалось, что планшет будет работать под управлением полноценной операционной системе MacOS. Правда, набор для разработчиков приложений для iPad уже можно скачать с сайта Apple, кроме того, поддерживаются все приложения для телефонов iPhone и плееров iTouch. Объявлено и о выпуске офисного пакета iWorks для iPad, который доступен в AppStore по цене 10 долларов за один компонент.

Но акции стали подниматься после того, как Стив Джобс объявил цену на iPad. Самый простой планшет с 16 гигабайтами памяти и Wi-Fi модулем будет стоить 499 долларов. Никаких субсидируемых оператором устройств предлагаться не будет. Реализацией iPad займутся все крупные ритейлеры, а не только операторы мобильной связи.

Ожидается и версия «планшетника», работающая с сетями связи третьего поколения, правда, аппаратно реализована будет только поддержка SIM-карт нового форм-фактора – microSIM. Они имеют меньшие линейные размеры, нежели обычные SIM-карты. Сейчас в США такие SIM-карты предлагает только один оператор AT&T. Поэтому, несмотря на то что привязки к конкретному оператору не будет, она некоторое время будет автоматически реализовываться на уровне технических характеристик iPad – размеров слота для SIM-карты. Ведущий аналитик Piper Jaffray Джин Мюнстер был настолько вдохновлен ценами на iPad, что спрогнозировал уровень продаж устройства в районе 3-4 млн за этот год.

Поддержали рост акций и известия о сроках появления iPad на американском рынке – через два месяца пользователи смогут приобрести модель с Wi-Fi модулем, а через три – уже с поддержкой сетей связи третьего поколения. Ближайшего конкурента от союза Microsoft и HP можно будет увидеть не раньше лета этого года, то есть Apple обогнала конкурентов на совершенно новом рынке.