Право руля

10 февраля 2010, 13:23

Идея установки во Владивостоке памятника правому рулю вызвала горячее участие дальневосточной общественности. Жители региона, в немалой степени обязанного своей жизнью в последние два десятка лет именно подержанным иномаркам из Японии, считают нужным увековечить правый руль для потомков, тем более в преддверии возможного (как здесь до сих пор считают) его запрета. Этот памятник, считают они, станет такой же изюминкой города, как памятник «Соленым ушам» в Перми или котенку с улицы Лизюкова в Воронеже.

В ходе опроса, проведенного на сайте РИА PrimaMedia, выяснилось, что владивостокцы считают достойным памятника символом своего города именно правый руль (конфеты «Птичье молоко», изобретенные во Владивостоке Героем Соцтруда Анной Чулковой, баул с китайскими шмотками, чайка и другие варианты остались далеко позади). В настоящее время на местных интернет-площадках активно обсуждается возможная конфигурация будущего памятника этому культовому для зауральской России предмету. Одни предлагают просто водрузить на постамент настоящий автомобиль, но им возражают, что такой монумент не переживет воров, вандалов и непогоды.

Другие считают оптимальным изготовление копии авто из гранита или металла и обсуждают конкретную марку машины-прототипа. Лидируют в их дискуссиях народная Toyota Corolla, «пацанский» Toyota MarkII и воспетый бывшим владивостокцем Ильей Лагутенко джип Toyota Land Cruiser. Директор компании «Примавтолайн» Тарас Панасюк заявил по этому поводу: «Я бы предложил загнать на постамент какую-нибудь „Тойоту-Короллу” в сотом кузове – как самую распространенную на Дальнем Востоке машину. А чтобы ничего не сломали и не разобрали, поставил бы гаишников – памятник охранять».

Наконец, третьи уверены в том, что не следует ставить памятник какой-то определенной марке: достаточно изготовить сам руль и расположить слева от него рычаг коробки передач, чтобы было ясно, что руль – именно правый. «Есть поклонники разных марок автомобилей, и ставить памятник определенной иномарке значит ущемлять тех, кому нравятся другие, – не соглашается с ним заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов Приморского края Константин Шатоба. – Поэтому я бы предложил абстрактный руль или панель с правым рулем – так для приморцев лучше».

Правда, пока непонятно, кто возьмет на себя все творческо-организационные вопросы, связанные с утверждением проекта, изготовлением и установкой памятника. Тем более что сейчас правый руль устойчиво ассоциируется со всевозможными акциями протеста, что может вызвать противодействие со стороны властей.

Если «снизу» во Владивостоке предлагается увековечить правый руль, то «сверху» хотят установить памятник какому-либо писателю. Свой опрос на эту тему проводит администрация Владивостока – он завершится уже на днях. На голосование вынесено семь кандидатур писателей и поэтов, тем или иным образом связанных (порой достаточно натянуто) с Владивостоком: Владимир Арсеньев, Николай Асеев, Иван Гончаров, Михаил Пришвин, Константин Станюкович, Александр Фадеев и Антон Чехов. На данный момент, как уже сообщал «Эксперт Online», лидирует Чехов, в очередной раз обогнавший другого фаворита – Арсеньева. «Уже сейчас понятно, что совету по культуре при главе города после окончания голосования и других опросов предстоит делать выбор именно из этих двух кандидатур», – говорят в администрации. Вероятно, это будет именно Чехов, хотя во Владивостоке он был только раз, и то проездом. Но как раз в 2010 году исполняется 150 лет и самому Антону Павловичу (благодаря чему этот год даже объявлен Годом Чехова), и городу Владивостоку. Память же Арсеньева, при всех очевидных заслугах Владимира Клавдиевича перед городом, и так уже увековечена в достаточной степени.