FIAT перешел в наступление

Москва, 11.02.2010
Итальянский автомобильный концерн FIAT и российская компания «Соллерс» сегодня подписали меморандум о взаимопонимании по созданию глобального альянса в формате совместного предприятия. СП вложит 1 млрд евро в закупку нового оборудования, а российское правительство даст ему 15-летний кредит в 2,1 млрд евро.

Совместное предприятие «Соллерса» и FIAT начнет работу через 2-2,5 года. Как заявил сегодня генеральный директор российской компании Вадим Швецов, СП планирует: сначала производить до 100 тыс. автомобилей в год, через два с половиной года – 300 тыс. автомобилей. На полную проектную мощность – 500 тыс. машин в год – завод выйдет к 2015 году. Уставный капитал СП составляет 300 млн евро и, как уточнил Швецов, «сроки окупаемости проекта уже рассчитаны, однако идет уточнение параметров». СП будет выпускать девять новых моделей разных классов, в том числе шесть – на базе новой платформы FIAT-Chrysler. Не менее 10% автомобилей планируется поставлять на экспорт.

Реализация этого проекта приведет к появлению второго крупнейшего игрока на российском рынке автомобилей в России после АвтоВАЗа, чьи мощности позволяют собирать более 750 тыс. машин в год (план на 2010 год – 446 тыс. автомобилей). При этом локализация в рамках СП составит не менее 50%, включая производство в России двигателей и коробок передач, а также создание технопарка по производству автокомпонентов. Общие инвестиции в проект, включая создание производственных мощностей по выпуску автомобилей, а также инвестиции в НИОКР, оцениваются в 2,4 млрд евро.

«Поднять» такой масштабный проект намечено с привлечением государственных средств. Как отметил сегодня премьер Владимир Путин, присутствовавший при подписании меморандума, «так как речь идет о создании нового производства, только на закупку оборудования будет потрачен 1 млрд евро, из них 600 млн – на оборудование итальянского производства». Минпромторг уже подготовил обращение в российское правительство о поддержке нового СП – предлагается выделить СП 15-летний кредит в размере 2,1 млрд евро.

«Соллерс» уже не первый год активно сотрудничает c FIAT: в июне 2008 года стороны подписали соглашения о создании двух СП – по производству и дистрибуции автомобилей, а также по производству дизельного двигателя FIAT Powertrain Technologies F1A на производственной площадке ЗМЗ в г. Заволжье Нижегородской области. В настоящее время в России на производственных площадках «Соллерс» в Татарстане производятся легковые модели FIAT Albea и FIAT Doblo Panorama (на заводе «Coллерс – Набережные Челны»), а также полная линейка коммерческих автомобилей FIAT Ducato (на заводе «Соллерс – Елабуга»).

Однако, как напоминает аналитик ИБ «КИТ финанс» Артем Лаврищев, «Соллерс» в прошлом году на российском рынке реализовал только 18,1 тыс. (–30.5% год к 2008 году) моделей итальянского автопроизводителя, или приблизительно 30% от своих суммарных продаж машин. Да и весь российский авторынок в 2009 году из-за кризиса упал почти вполовину. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей составили 1,46 млн штук. Большинство аналитиков уверены, что серьезной коррекции не произойдет и в нынешнем году и продажи составят примерно 1,5 млн автомобилей.

С учетом планов АвтоВАЗа по производству автомобилей, созданных совместно с партнерами Renault и Nissan, объем выпуска в нашей стране современных автомобилей с высоким уровнем локализации может уже в течение трех-четырех лет превысить 2 млн, а принимая во внимание планы иностранных концернов, открывших на территории России заводы, – 3-4 млн. Сможет ли Россия «переварить» столько автомобилей?

Аналитик ИК «Финам» Константин Романов считает, что потенциальная емкость рынка достаточно высокая, о чем свидетельствует хотя бы соотношение количества автомобилей на душу населения – по этому показателю Россия далеко отстает от уровня западных стран.

По словам генерального директора компании «Финэкспертиза» Агвана Микаеляна, появление нового крупного игрока на российском рынке пассажирских машин – абсолютно насущный вопрос. «Несмотря на жесткую и по большому счету необоснованную критику отечественного автопрома, российскому покупателю нужен достаточно дешевый, бюджетный автомобиль. То, что у АвтоВАЗа при всех его недостатках такой высокий спрос – это не просто так. Российский покупатель на сегодняшний день приобретает автомобиль примерно за 10 тыс. долларов. В машинах такого ценового сегмента потребность колоссальная. А если машина будет еще и приемлемого качества, как FIAT, я думаю, что у этого игрока есть все шансы на успех», – говорит аналитик.

По мнению аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, создание нового СП имеет большое значение не только для развития «Соллерс», но и для всего российского автопрома. «Приход в Россию еще одного крупного производителя повышает вероятность развития всего автомобильного комплекса, в частности компонентных производств, для окупаемости требующих высокие объемы выпуска продукции», – отмечает он. С ним согласен Константин Романов: «Государство заинтересовано в развитии автомобильного производства в стране, и создание очередного „монстра” как раз соответствует данной концепции. Крупные масштабы бизнеса позволят предприятию в достаточно высокой степени оптимизировать издержки и повысить эффективность работы. С другой стороны, следует также учитывать и позитивное влияние на экономику локализации производства, так как в процессе производства автомобилей будет задействовано существенное количество смежников».

Появление такого серьезного конкурента неизбежно скажется на деятельности АвтоВАЗа. Как отмечает эксперт «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев, сегодня продукция АвтоВАЗа неконкурентоспособна, и предприятие находится под постоянной угрозой банкротства и в постоянной зависимости от государственных инвестиций. «Учитывая то, что СП Fiat и „Соллерс – Набережные Челны” планирует занять до 20% российского рынка и занять второе место в России по объемам производства, оно может полностью разорить тольяттинское предприятие», – считает он. Тем более что интеллектуальные права на платформу Fiat-Chrysler для разработки новых моделей будут принадлежать новому СП. Таким образом, напоминает аналитик, у АвтоВАЗа остается один выход – создание нового качественного продукта.

Впрочем, удар под дых обоим автопроизводителям готова нанести группа «Онэксим». Как заявил сегодня ее глава Михаил Прохоров, к середине 2012 года намечено приступить к массовому выпуску новых инновационных автомобилей, которые будут использовать в качестве топлива в том числе сжиженный природный газ. По его словам, данный проект предполагает создание нового городского автомобиля существенно дешевле и эффективнее всех существующих моделей. В частности, его вес будет не более 700 кг, в 2-2,5 раза снизится количество узлов и деталей. На 100 км этот автомобиль будет расходовать 3,5 литра бензина, а при использовании СПГ эффективность сжигания топлива будет еще выше примерно в два раза. По мнению Прохорова, данный проект принципиально изменит всю существующую инфраструктуру автомобилестроения. «Это можно сравнить с тем, что делает Apple с iPhone», – скромно отметил глава «Онэксима».

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Дмитрий Медведев рассказал о решенных и нерешенных задачах за время своей работы
      Бывший российский премьер заявил, что он в целом доволен тем, как работал кабинет министров почти восемь лет, хотя и признает, что «были и нерешенные задачи»
    Реклама