Штрафное качество

Москва, 17.02.2010
Отмену обязательной сертификации компенсируют повышенными штрафами, но меньше некачественной продукции от этого не станет, убеждены производители и эксперты. Бороться с недобросовестными производителями и продавцами надо радикально – проводя частые проверки и закрывая предприятия.

Отмену обязательной сертификации продуктов питания и парфюмерно-косметической продукции компенсируют повышенными штрафами. Об этом вчера на заседании президиума правительства заявил первый вице-премьер РФ Виктор Зубков. «Минпромторг готовит поправки в КОАП. Штрафы планируется повысить в десять раз, они будут составлять от 5 до 500 тыс. рублей. Такие поправки будут внесены в законодательство до 1 апреля 2010 года», – пояснил первый вице-премьер.

Напомним, что с 15 февраля в России была отменена обязательная сертификация, которая действовала почти 20 лет. Вместо этого введена система «декларирования соответствия» в отношении продуктов питания, косметики и алкоголя. Декларация соответствия – это документ, в котором производитель сам удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует требованиям нормативных документов. Официальных причин изменения порядка подтверждения качества продукции две. Во-первых, Россия гармонизирует законодательство в данной сфере со странами Евросоюза (переходит на техрегламенты), чтобы при возможном вступлении в ВТО российские товары также могли равноправно продаваться на европейских рынках. Во-вторых, как сообщал ранее директор «Ростеста» Алексей Медников, обязательная сертификация никак не влияла на качество продаваемой продукции. В России существует огромное количество фиктивных сертификационных контор, которые работали с несуществующими лабораториями, и их документы ровным счетом ничего не гарантировали.

Это подтверждают и сами производители, и руководители организаций по защите прав потребителей. «Качество продуктов питания у нас невысокое, так как многие компании покупали сертификаты», – сообщил «Эксперту Online» руководитель одной из компаний, выпускающей консервированные овощи. По данным председателя правления Международной конфедерации общества потребителей Дмитрия Янина, чтобы продавать продукцию в ларьках и маленьких магазинчиках, достаточно было заплатить 100-200 рублей за документ. Объем рынка сертификационных услуг (для того чтобы выдавать сертификаты качества, организация должна быть просто аккредитована Ростехрегламентом) составлял до 100 млн долларов в год.

«Нужно констатировать абсолютную неэффективность данной формы (обязательной сертификации) обеспечения безопасности и качества выпускаемой, реализуемой продукции. К сожалению, сертификаты давались практически всем, число отказов при выдаче сертификатов было крайне незначительным, меньше 0,5%», – утверждает Янин.

Очевидно, однако, что сама по себе отмена обязательной сертификации ситуацию изменить никак не могла. Что и констатировал Зубков, предложив увеличить штрафы за плохое качество. «Мы считаем: коли мы дали возможность бизнесу работать свободно в этом направлении, то и штрафы должны быть увеличены в десять раз», – сказал Зубков.

Но и в этом случае покупатели и представители бизнеса, скорее всего, изменений не почувствуют. Во-первых, потому что законодательство предоставляет исключительно мягкие условия проверок. «Проверки можно проводить только раз в три года. Исключение составляют лишь те производители, которых в ходе одной из проверок поймали с опасным для человеческой жизни товаром. Но это бывает очень редко», – говорит Янин. Можно, конечно, организовать проверку по жалобе покупателя. Но на нее еще надо получить разрешение прокуратуры. И на проверку предоставить образец, а не товар с полки магазина. К тому же, добавляет производитель овощных консервов, проблемы с проверкой всегда можно разрулить с помощью денег. «Собственно, у нас не было еще ни одного массового отзыва товаров, хотя на самом деле нарушений масса», – подтверждает Янин и приводит в пример Японию, которая провела на днях миллионный отзыв автомобилей Toyota.

Но, даже если торговую точку поймают с поличным, штрафы ей грозят просто смешные: 300 рублей, 1 тыс., 2 тыс. «Это копейки по сравнению с уровнем нарушений. И копейки по сравнению со штрафами в других странах. В ЕС это несколько десятков тысяч евро», – говорит эксперт.

Янин считает, что бороться с некачественными товарами надо посредством возможности увеличения числа проверок, большей открытости рынка (для конкуренции с иностранным производителем) и радикального увеличения штрафов – до 1 млн рублей. Тогда производить халтуру станет невыгодно. Представитель консервного бизнеса еще более радикален. «За некачественную продукцию надо закрывать предприятие», – считает он.

По мнению опрошенных «Экспертом Оnline» предпринимателей, кризис сыграл на руку недобросовестным производителям. Для покупателя сейчас на первом месте цена, а значит, спрос на менее качественные дешевые товары будет высоким. Это главный экономический аргумент для того, чтобы продолжать оставаться на рынке.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. США нашли «изящный» способ рефинансировать огромный госдолг
    США намерена рефинансировать старый долг новым займом под очень близкий к нулю процент. В этом и кроется изначально весь «секрет полишинеля», для чего одной рукой ФРС резко снизила «под кризис» до нуля и надолго процентные ставки, другой свободной рукой финансовая система США спешит элементарно перехватить взаймы как можно больше, и почти бесплатно
  2. Конец сланцевой революции
    Сланцевый сектор США в этом году получил сокрушительный удар, от которого оправиться не может до сих пор. Однако значит ли это, что 2020 год ознаменуется окончанием сланцевого бума?
  3. Данные — это новый мусор
    Объемы данных не дают стратегических преимуществ
Реклама