Неначатый долгострой

Москва, 19.02.2010
В петербургской администрации состоялось вскрытие конвертов от участников конкурса на право строительства Орловского тоннеля под Невой — первой подземной круглосуточной переправы между левобережной и правобережной частями города.

Впрочем, вскрытие конвертов — это громко сказано: на тендер подана всего одна заявка — от ООО «Невская концессионная компания», представляющего интересы международного консорциума во главе с французской группой Vinci. По словам губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, правительство города рассмотрит предложение Vinci и огласит принятое решение на заседании 30 марта.

Как известно, в период навигации, то есть с середины весны по ноябрь, Северная столица из-за развода мостов ночью превращается, по сути, в два разных города, сообщение между которыми разорвано. Сейчас в Петербурге есть всего один неразводящийся мост, но он расположен слишком далеко от центра. В Петербурге регулярно гибнут люди только из-за того, что вследствие разведенных мостов к ним не могут доехать машины «скорой помощи» или спасатели МЧС. О важности подземной (а точнее, подводной) магистрали свидетельствует, в частности, тот факт, что Матвиенко сама возглавила конкурсную комиссию по выбору инвестора.

Орловский тоннель (его длина около 1 км) должен соединить створ Пискаревского проспекта и Смольную набережную в центре города. Тоннель должен быть шестиполосным и иметь пропускную способность около 60 тыс. автомобилей в сутки. Его предполагается строить на условиях концессии: средства в реализацию проекта должны внести в равных долях Инвестиционный фонд РФ, городской бюджет и концессионер. Общая стоимость проекта — 47,7 млрд рублей. Срок концессии — 30 лет. Тоннель позволит увеличить время навигации в среднем на час в сутки. Интерес концессионера заключается в том, что проезд по тоннелю будет платным. В Смольном уже называли и примерные тарифы: около 30 рублей за одну поездку для легкового автомобиля и около 50 рублей — для грузового.

Еще в декабре 2007 года была проведена предварительная квалификация участников тендера. По ее итогам добро на участие в основном конкурсе получили четыре компании. Помимо Невской концессионной компании это ООО «Невский тоннель», ЗАО «Буигпрожект оперейтинг» и Neva Traverse GmbH. За каждым из этих участников стояли крупные европейские строительные холдинги, такие как Strabag AG, Bouygues и Hochtief соответственно. Ответ на вопрос, почему они решили выйти из игры, прост: проект, еще не стартовав, превратился в долгострой. Впервые о концессионном конкурсе по Орловскому тоннелю заявлялось еще в 2006 году. Если бы первоначальные сроки были выдержаны, тоннель был бы построен к концу нынешнего года.

Однако тендер переносился не раз — сначала из-за бюрократических неувязок, а потом из-за мирового кризиса. Последний перенос произошел в феврале прошлого года. Тогда комиссия правительства РФ приняла решение о переносе начала финансирования проекта из средств Инвестфонда с 2009 года на 2011-й. Кроме того, потенциальных концессионеров смущает срок окупаемости проекта.

«Проект немного подзадержался, но имеет все шансы, чтобы начать реализовываться в 2011 году», — говорит председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Алексей Чичканов. По его словам, из-за наличия всего одной заявки конкурс формально является несостоявшимся, но, согласно его условиям, город все равно имеет право рассмотреть поступившее предложение, даже если других нет, и согласиться с ним.

В итоге городские власти остались один на один с французской Vinci: или ее условия будут приняты, или придется объявлять новый конкурс, а это повлечет еще одну задержку строительства — как минимум на полгода. При этом не факт, что европейские строительные холдинги вернутся к изучению проекта тоннеля под Невой. А значит, в случае отклонения заявки Vinci Смольный может остаться ни с чем. Согласно предложению Невской концессионной компании, до марта 2011 года будет проводиться проектирование тоннеля. В мае следующего года компания намерена получить положительное заключение Главгосэкспертизы, а полное завершение строительства Орловского тоннеля запланировано на конец 2015 года. Потенциальный инвестор предложил построить сразу два тоннеля (в одну и в другую сторону) по три полосы движения. Глубина залегания конструкции, по предложению Невской концессионной компании, невелика — всего 13 метров под дном Невы.

Скорее всего, Смольный согласится на предложение французов. «Компания Vinci известна в мире, она имеет большой опыт в сфере строительства дорог, тоннелей, паркингов, крупных транспортных объектов, — сказала перед закрытием заседания конкурсной комиссии Валентина Матвиенко. — А нам очень важно, чтобы при строительстве Орловского тоннеля был использован передовой зарубежный опыт, использованы грамотные инженерные решения, технологии». Губернатор напомнила также, что консультантами при подготовке тендера выступали Европейский банк реконструкции и развития и Мировой банк. «Они также готовы выделить кредитные ресурсы на строительство Орловского тоннеля, что означает высокую степень проработки проекта», — заключила Матвиенко.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Россию переводят на ручное управление
    Кризисная ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, требует перехода к прямому госуправлению. Соответствующие полномочия Правительство России получило. Совет Федерации на внеочередном заседании принял пакет законов по экстренным мерам, необходимым для борьбы с последствиями распространения коронавируса. Документы отправляются на подпись президенту РФ и вступят в силу с момента опубликования
Реклама