Перезапуск «таблетки»

Василий Каснакин
8 февраля 2010, 13:27

История планшетных компьютеров – это история провала. Этот класс устройств, вышедший на рынок в 2001 году, не нашел своего массового потребителя. Теперь ряд производителей решили все начать с чистого листа – среди них такие гиганты, как Apple, Microsoft, Google. Аналитики уже прорекают новым устройствам успех.

Кроме Apple, iPad которой вызвал бурные обсуждения и волну публикаций в прессе, рынок «сетевых планшетов» уже осваивают многие компании. В этом году на выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе устройство такого класса, разработанное совместно с HP, представила компания Microsoft. Компания Google тоже призналась в планах выйти на этот рынок с устройством, которое будет работать под управлением операционной системы Chrome, ориентированной на работу в сети. Планшетный компьютер JooJoo, разработанный компанией Fusion Garage, появится в продаже уже в феврале и будет стоить 500 долларов. Отметим, что такой интерес вендоры уже проявляли к планшетным компьютерам в начале века, когда в 2001 году основатель и тогда еще руководитель Microsoft Билл Гейтс представил на выставке COMDEX планшетный компьютер Taplet PC, работающий под управлением операционной системы Windows XP Tablet PC Edition. Концепцию поддержали все ведущие вендоры и начинающие китайские безымянные производители. Это была попытка вывести идею «таблетки» на массовый рынок, которая провалилась. Планшетные компьютеры не сформировали устойчивой ниши на рынке из-за отсутствия модели применения. Для того чтобы понять, что произошло, – стоит окунуться в историю.

История планшетных ПК началась очень давно и по своей сути является продолжением развития рукописного ввода информации. Некоторые считают, что отсчет можно начинать с 1888 года (это не опечатка), когда изобретателю Элишу Грею был выдан патент США на электрический стилус для рукописного ввода. Это связано с тем, что основным назначением планшетов должен был стать рукописный ввод. Еще некоторое время назад решение этой задачи действительно было необходимо. Рукописный ввод должен был произвести революцию, ведь казалось, что он так привычен и востребован. Но он потерял актуальность, так как клавиатура и мышь оказались гораздо удобнее, а для развлечений «таблетки» начала века мало подходили – сказались недостатки аппаратного обеспечения. Проникновение доступа к сети было гораздо ниже, и, главное, интернет только становился источником развлечений. Таким образом, планшетный ПК остался «устройством в себе», без соответствующего окружения он просто был никому не нужен. Собственно, теперь поменялось как окружение, в котором существует «таблетка», так и ее основное назначение.

Аналитики Deloitte уже дали название новому семейству планшетных устройств – NetTab, благодаря широким коммуникационным возможностям гаджетов. «Эти устройства имеют большие преимущества как перед смартфонами, у которых слишком маленькие экраны для комфортного просмотра видео и работы в интернете, так и перед ноутбуками, нетбуками и ультратонкими ПК, которые либо слишком тяжелые, либо слишком дорогие», – определяют специалисты Deloitte, место «таблеток» в ряду потребительской электроники между смартфонами и ноутбуками. Стоит отметить, что основатель Apple Стив Джобс согласился с ними, определив место iPad между iPhone и MacBook во время презентации новинки. Теперь это массовый продукт для развлечений, а остальные возможности планшетов еще предстоит открыть пользователям. «Можно выкинуть Power Point, если Microsoft не адаптирует его под презентации с использованием планшетных ПК. Если использование планшетов во время презентации это не революция, то точно эволюционный переход от каменных орудий труда к бронзовым», – восхитился потенциалом «таблеток» один из PR-менеджеров.

Компания ABI Research заявила, что рынок планшетных компьютеров вырастет более чем в десять раз и достигнет 57 млн устройств к 2015 году. В этом году будет продано около 4 млн планшетов. Аналитики считают основным стимулом роста этого сегмента Apple iPad. «iPad не первая „таблетка”, однако он поможет обозначить новую категорию устройств», – заявил аналитик ABI Research Джеф Орр. По его мнению, новые устройства не заменят ноутбуков, нетбуков или мобильных телефонов, но в отличие от всех перечисленных гаджетов именно у «таблеток» основной функцией станут развлечения. По мнению аналитиков из Needham & Company, продажи планшетов в 2011 году достигнут уже 8 млн устройств. К 2015 году рынок планшетных компьютеров будет насчитывать до 57 млн штук, считают эксперты ABI Research. Аналитики уверены, что до достижения таких объемов реализации планшетные ПК смогут дорасти только при условии заметного снижения цен. Впрочем, даже сейчас у Apple уже есть резерв для такого маневра. Технические специалисты различных компаний уже подсчитали, что аппаратная часть самого дешевого iPad, который будет продаваться в США по цене 499 долларов, обходится Apple примерно в 250-280 долларов. Естественно, эта цифра не включает расходов на разработку устройства и доработку операционной системы, но и дальнейшего снижения цен на комплектующие никто не исключает.