На радость трейдерам

Сергей Кисин
8 февраля 2010, 18:47

В Туапсинском морском торговом порту на Черном море пущена в эксплуатацию вторая очередь зернового терминала мощностью перевалки 2,4 млн тонн в год. Инвестор – владелец НЛМК Владимир Лисин – вложил в проект 1,82 млрд рублей. Вместе со вторым портом на Черном море – Новороссийским – две морские гавани могут взять на себя большую часть всего экспорта зерновых из России.

Туапсинский порт принадлежит транспортному холдингу Universal Cargo Logistics Holding BV, бенефициаром которого является Лисин. Его общий грузооборот в 2009 году составил 18,4 млн тонн в год.

По данным губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, только из Кубани в минувшем году на экспорт было отправлено 3,5 млн тонн зерна (всего здесь собрано 10 млн тонн), но если бы позволяли портовые мощности, объем вывоза был бы больше. По словам Ткачева, строительство терминала в Туапсе станет «серьезным прорывом в этом направлении», так как позволит в ближайшие три-пять лет увеличить производство зерна в регионе в среднем на 1-2 млн тонн ежегодно. Ведь расположенный рядом Новороссийский порт, в прошлом году переваливший более 9 млн тонн кубанского, донского, ставропольского и поволжского зерна, уже достиг своего потолка.

Для внутреннего потребления России вполне достаточно 75-76 млн тонн зерна, остальное – экспортный потенциал. В 2008 году урожай значительно превысил 100 млн тонн. Но из-за неразвитости портовой инфраструктуры России страна не может перевалить морским путем более 23 млн тонн крайне дефицитного экспортного товара. «У нас постоянно растет объем производства зерна, – сообщил на открытии терминала первый вице-премьер правительства России Виктор Зубков. – Только в прошлом году произведено 97 млн тонн зерна, в ближайшие годы его производство будет увеличено, то есть можем не только наращивать потребление зерна внутри страны, но и продавать его за рубеж. Для этого необходимы перегрузочные мощности. Сейчас они составляют 23 млн тонн. Это явно недостаточно». Поэтому, по заверению Зубкова, «правительство России будет приветствовать строительство таких крупных зерновых терминалов. Их надо строить на других морях – на Балтике, на Дальнем Востоке».

Год назад была пущена первая «морская» очередь Туапсинского терминала (причальные стенки, железнодорожные пути, эстакады, очистительная башня и пр.) единовременной вместимостью 102 тыс. тонн. Сданы в эксплуатацию глубоководный причал длиной 255 метров для приема судов дедвейтом до 50 тыс. тонн, подъездные пути и иная наземная инфраструктура. Ожидаемая скорость погрузки – 700 тонн в час. Суточная производительность терминального комплекса составляет около 5 тыс. тонн. Срок окупаемости объекта – около пяти лет. Ожидается, что в результате работы терминального комплекса в бюджет Краснодарского края ежегодно будет поступать до 100 млн рублей налогов.

По данным Российского зернового союза, экспорт зерновых из России в 2009-2010 сельхозгоду сократился в сравнении с 2008-2009 годом на 1,5 млн тонн и оценивается в 21,3 млн тонн. Учитывая мощности двух основных российских портов Черного моря, через Новороссийск (в прошлом году достигла рекордного объема в 9,074 млн тонн, из которых 5,080 млн тонн было перевалено через новый терминал ОАО «Новороссийский зерновой терминал») и Туапсе можно будет перегружать свыше половины всего отечественного экспорта.