Стремиться повышать планку квалификации юристов должна законодательная власть, активно участвовать в разработке законопроектов и направлять этот процесс по логике вещей должно профессиональное сообщество, а живой интерес к качеству услуг проявляют в первую очередь клиенты. Несколько лет назад был разработан и активно обсуждался федеральный закон «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». Будучи принят, он мог бы серьезно изменить требования к стандартам квалификации юристов и рынок юридических услуг. Но принят он не был, так и не дошел до стадии рассмотрения Госдумой. И вот сейчас о нем снова вспомнили.
Основная идея проекта в том, чтобы обязать желающих работать юристами прежде получить статус адвоката. Дипломированным юристам не обязательно заново учиться на адвоката и сдавать экзамен, статус можно получить при условии, что есть юридический стаж работы, и он составляет не менее двух лет. Однако эта возможность – не для всех. «Льготой» смогут воспользоваться только те, кто соответствует требованиям федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», а в их числе – высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию вузе (либо ученая степень). «За бортом» оказываются две категории специалистов. Во-первых, далеко не все российские юристы окончили именно вузы, а во-вторых, не все закончили имеющие государственную аккредитацию учебные заведения. И, в-третьих, хуже всего станет иностранцам, работающим на отечественном юридическом рынке (как правило, это высокооплачиваемые иностранные адвокаты, руководящие российскими филиалами крупных международных юрфирм). Разумеется, они не имеют высшего российского юридического образования и потому смогут оказывать юруслуги только в отдельных случаях и только по вопросам международного права и права тех государств, где они осуществляли юридическую практику.
Конечно, это препятствие будет несложно обойти, формально переведя сотрудников на другие должности и оставив оказывать прежние услуги, – механизмов контроля нет. Да и законопроект сегодня не находится в активной стадии рассмотрения, чтобы можно было всерьез обсуждать его достоинства и недостатки. Но, в любом случае, сам по себе факт постановки вопроса о качестве юридических услуг является тревожным сигналом, и звучит он уже давно. Тревога здесь уместна в приложении к обеспокоенности государства вопросами повышения инвестиционной привлекательности России. Говоря о ней, стоило бы учитывать, что она зависит не только от правил игры на нашей территории для иностранцев. Зависит она и от такой переменной, как навыки работы последних в отечественном правовом поле. Чтобы отстаивать свои интересы по законам чужой страны, необходимо знать эти законы и иметь опыт работы с ними. Многие зарубежные компании по умолчанию предпочитают работать с иностранными юридическими консультантами. Но последние редко признают, что их знание отечественной правоприменительной практики не способно обеспечить надлежащее законное решение проблемы. Не приобретут они необходимый опыт и в случае принятия рассмотренного выше законопроекта. Для зарубежных инвесторов, которые приходят на российский рынок, было бы более логично сразу делать ставку на опыт российских компаний, включая работу с ними в перечень обязательных условий деятельности на территории страны.