Полцарства за железного коня

Алексей Смирнов
11 марта 2010, 11:24

Совет директоров АвтоВАЗа вчера утвердил программу развития (бизнес-план) завода на период до 2020 года.

В общем и целом особых интриг вчерашний день не принес. Официальный пресс-релиз, распространенный компанией, крайне скуп и не содержит ни одной цифры. Что позволяет предположить отсутствие в утвержденном варианте бизнес-плана каких-либо принципиальных новшеств. Однако сразу несколько информагентств со ссылкой на собственные источники сообщили о том, что теперь стоимость программы развития АвтоВАЗа составляет 3 млрд евро, то бишь свыше 120 млрд рублей. Эта цифра впервые появилась в публичной плоскости пару недель назад, когда на одном из новостных сайтов была размещена информация о прошедшей на ВАЗе профсоюзной конференции. По версии издания, президент компании Игорь Комаров назвал именно такую сумму предполагаемых инвестиций. Но до сих пор эти данные официально никем не подвтерждены.

Кстати, программный документ имеет длительную историю. О необходимости его разработки и презентации широкой публике говорят уже пять лет – по очереди все руководители автозавода. Ситуация на российском авторынке в эти годы стремительно менялась, соответственно, вносились правки и в стратегический план предприятия. Последняя версия была вчерне готова еще осенью 2009 года. Тогда ее представили французскому партнеру ВАЗа – Renault – в ходе визита в Париж российской делегации во главе с премьер-министром Владимиром Путиным.

Предъявление стратегического документа позволило подписать рамочное соглашение, в котором Renault, скрепя сердце, согласилась-таки внести в развитие АвтоВАЗа технологий и ноу-хау на сумму 240 млн евро, а также пообещало 60 млн евро живыми деньгами от японского партнера – Nissan. В свою очередь, правительство прогарантировало предоставление проблемному автогиганту 50 млрд рублей на расшивку кредиторской задолженности и запуск инвестпрограммы.

После этого сюжет стал обрастать детективными деталями. Сначала выяснилось, что бизнес-план (вроде как уже представленный в Париже) для ВАЗа разрабатывает Boston Consulting Group. Затем о своем авторстве заявила Renault устами вице-президента альянса и члена совета директоров АвтоВАЗа Кристиана Эстева. Но, так или иначе, в конце февраля правление завода рассмотрело программу развития, а вчерашнее заседание совета директоров во главе с гендиректором госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым утвердило стратегический документ. Теперь осталось дождаться согласования с профильными министерствами.

История требований АвтоВАЗа к акционерам и государству весьма любопытна. Первая более или менее осознанная цифра, предполагаемая к освоению в рамках реформы предприятия, была названа еще Борисом Алешиным в бытность его президентом ВАЗа в 2008 году. Речь шла примерно о 80 млрд рублей. Затем эта сумма была скорректирована практически вдвое – до 42 млрд рублей (уже новым главой компании Игорем Комаровым в 2009 году). И вот совершенно неожиданный поворот – теперь речь идет о 120 млрд рублей.

Прикинем на пальцах. 50 млрд дает правительство России: 12 млрд уже выделено в конце 2009 года, 38 млрд перечислено на счета госкорпорации «Ростехнологии». Кстати, Владимир Путин на прошлой неделе заявил, что зарезервировано еще 10 млрд рублей. Пусть всего будет 60. Иностранные партнеры ВАЗа – Renault и Nissan – деньгами и технологиями вложат на двоих еще 300 млн евро, или примерно 12 млрд рублей. Итого получаем 72 млрд. А объявленная сумма гораздо больше.

Возникают два вопроса: откуда планируется взять еще 48 млрд рублей, а также на что эти деньги будут направлены? Ведь речь не идет о двукратном увеличении объема выпуска автомобилей или о разработке и запуске вдвое большего количества новых моделей, нежели это было заявлено осенью прошлого года. Производственные и экономические параметры бизнес-плана остались примерно теми же: выход на объем производства 1,2 млн автомобилей в год к 2020 году, запуск новой линейки машин на платформе В0, дешевой версии Lada Kalina – Low-cost, а в дальнейшем – выход в сегмент С с седаном и кроссовером.

Что касается источников финансирования, то, судя по всему, речь идет о кредитах в коммерческих или госбанках, которые станут возможны после реструктуризации имеющейся у ВАЗа кредиторской задолженности. Однако вряд ли коммерческие структуры выстроятся в очередь на выдачу очередных займов автозаводу, будущее которого по-прежнему туманно, говорят источники в банковской сфере. Скорее всего, речь идет вновь о государственных игроках. В декабре 2009 года председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев заявлял, что компания готова участвовать в финансировании инвестпрограммы ВАЗа, правда, тогда он оценивал ее в 30 млрд рублей. При этом решение еще не принято, «конкретных цифр пока нет», пояснял он.

Аналитики затрудняются дать оценку бизнес-плану АвтоВАЗа в силу его туманности. «Также сложно сейчас что-либо сказать по поводу объявленной стоимости инвестпрограммы, поскольку не совсем понятно, на что именно и в каких пропорциях будут потрачены эти деньги», – говорит заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Аналитик отмечает, что на столь дальнюю перспективу (на десять лет) «цифры считаются весьма произвольно и еще 20 раз поменяются». Он также сказал, что повышение стоимости бизнес-плана можно рассматривать как некое «тестирование» власти – насколько далеко готов зайти Кремль в поддержке АвтоВАЗа. «К тому же, говоря об общих цифрах на всю перспективу, можно рассчитывать выбить побольше прямо сейчас на первоочередные меры, которые нужно принять в ближайшие год-два, а они в общем понятны», – говорит Удалов.