Победой едины

Москва, 15.03.2010
Прошедшие в Омске выборы главы областного центра, глав муниципальных образований и районных депутатов показали, что «Единая Россия» (ЕР) получает худший результат, когда прямо лоббирует кандидатов, и лучший – когда тайно противодействует им же. Так, мэром Омска выбран единоросс Виктор Шрейдер, который шел единым кандидатом от партии власти, но не то «из скромности», не то по приказу вел самую минимальную агитационную кампанию. При этом ресурсом власти больше пользовался его главный оппонент, тоже убежденный единоросс, – предприниматель Игорь Зуга.

Главное внимание в Омской области, естественно, было привлечено к выборам главы областного центра – одного из двух городов-миллионников за Уралом. По последним данным облизбиркома, 65,25% избирателей проголосовали за действующего мэра, кандидата ЕР Виктора Шрейдера, 22,22% – за директора ОАО «Омскнефтехимпроект» Игоря Зугу. Свои 22% Зуга считает победой, поскольку «выборы были демократичными в современных условиях». Лидер местного отделения ЛДПР Ян Зелинский набрал 6,39% голосов, 2,9% получил Владимир Друковский, который считался «техническим кандидатом» Шрейдера. Таким образом, в городе с населением 1174 тыс. человек за Виктора Шрейдера, представлявшего на выборах партию власти, проголосовали 235 899 человек, за Зугу – 80 346, за остальных двух кандидатов – суммарно почти 34 тыс. омичей. Причем последние двое почти не вели самостоятельной кампании.

Особенность этой кампании в том, что ее итоги изначально не были предсказуемы, как ранее. И губернатор Омской области Леонид Полежаев, и, соответственно, председатель политсовета омского отделения ЕР Александр Артемов до последнего не раскрывали карты насчет кандидатов, которых они готовы поддержать на выборах. Традиционно в регионе побеждают те, кто пользуется их поддержкой и, следовательно, административным ресурсом. Однако эти выборы преподнесли немало сюрпризов. Как оказалось, поддержка словом и поддержка делом – далеко не одно и то же. В результате Шрейдер, получивший публичное «благословение» от губернатора, оказался под шквальным огнем критики областных СМИ и при этом – без содействия своей партии, которая никак не проявила себя во время агитационной кампании.

Первым сигналом к тому, что партия власти не собирается играть в одни ворота, стало выдвижение на праймериз (внутрипартийное голосование) лояльного облправительству депутата заксобрания, директора ОАО «Омскнефтехимпроект» Игоря Зуги. Поначалу все восприняли это как желание главы местных единороссов Александра Артемова (зампредседателя правительства области) пощекотать нервы главному претенденту на выборах – Виктору Шрейдеру, который и ранее публично признавал, что его отношения с Артемовым «далеко не безоблачные». На праймериз ему действительно пришлось «почесаться», поскольку Зуга начал свои выступления с резкой критики действующего главы города. Однако к тому времени Шрейдер уже заручился публичной поддержкой Бориса Грызлова, комментарий которого распространили в городских СМИ. В таких условиях Зуга счел, что ему ничего не остается, как идти ва-банк, что он и сделал, сняв свою кандидатуру с праймериз под предлогом того, что команда Шрейдера оказывает на него административное давление. Артемов осудил такой демарш, сказав, что «в ходе праймериз партия столкнулась с рядом проблем: ростом внутрипартийного противостояния, соперничеством группировок, а также с отказом от соблюдения партийной дисциплины некоторыми участниками праймериз, недовольными итогами голосования». Политсовет в итоге утвердил победившего на праймериз (66,5%) единым кандидатом Виктора Шрейдера. А Игорю Зуге вынес предупреждение и пригрозил исключением из партии в случае, если тот пойдет на выборы самовыдвиженцем. И хотя Зуга пошел, точнее, бросился в бой самовыдвиженцем, исключать его никто не стал, а от прямых ответов на вопросы журналистов Артемов уклонился.

Вскоре город заполонили плакаты с изображением Игоря Зуги, поначалу мирные, затем – издевательские. (Например, плакат к 23 февраля: «Зугу – в мэры, Шрейдера – на дембель». Его вариант: «Ша на дембель, рейдер!» или «Шапокляк убираем, Зугу выбираем»). Из-за этого кампанию назвали самой грязной за последние 15 лет. Штаб Шрейдера отмалчивался почти весь период агитации. Если не считать бесплатных публикаций с программой кандидата и платных – о достижениях мэрии за пять лет. Политтехнологи Зуги для завоевания симпатии традиционно пассивной молодежной аудитории выбрали ему образ мистера Зорро. Герой-освободитель поздравлял омичей с Днем святого Валентина и с Днем красоты (причем поздравления в почтовые ящики получили престарелые и даже умершие горожане). Сквозным символом кампании сделали букву Z, которая поначалу появлялась на вездесущих листовках, а затем – нестираемой краской – на заборах, гаражах, автобусных остановках, рекламных щитах частных фирм, воротах частных домов и даже на памятниках. В СМИ прокатилась волна возмущенных заметок, и вскоре после этого представитель Игоря Зуги пожаловался в горизбирком на то, что «неизвестные злоумышленники» изрисовали город символом их кандидата.

К тому времени УВД Омской области уже возбудило уголовное дело по факту распространения нескольких номеров незарегистрированной газеты «Омские ведомости», в которой были использованы все мыслимые и немыслимые приемы черного пиара. Издателей пока не нашли, задержав только нескольких распространителей. Зуга публично открестился от этой газеты, хотя понятно, что других состоятельных противников у Шрейдера не было. Но главным образом на снижение рейтинга Шрейдера и на узнаваемость Зуги работала местная телекомпания, принадлежащая лояльному облправительству единороссу и строителю Валерию Кокорину. Не остался в стороне и официальный правительственный «12-й канал», который сделал больше всех репортажей о несносном положении дел в городском хозяйстве. Однако этот ресурс замолк за неделю до выборов, когда Леонид Полежаев по телевидению призвал омичей голосовать за действующего мэра.

Партия власти не вывесила ни одного плаката в городе за всю кампанию, нигде не было видно их агитаторов и прочих проявлений предвыборной борьбы. Хотя на последних выборах в заксобрание и Госдуму весь город пестрел трехцветными медведями. В конечном счете штаб Виктора Шрейдера не выдержал натиска негатива: за две недели до выборов в коммунистической газете «Красный путь» появились обличительные в адрес Зуги материалы, оплаченные из избирательных фондов кандидатов Шрейдера и Друковского. Таким образом, кандидату от ЕР пришлось, по сути, искать защиты у КПРФ, которая, кстати, и не пыталась выставлять своего кандидата на выборах мэра (да и в районах были слабо представлены – всего четыре претендента в главы). «Никогда в политической системе обращение к оппонентам не было возможно, – сказал сегодня на пресс-конференции Игорь Зуга. – Я требую исключения Шрейдера из партии за антипартийную деятельность. До обращения его к коммунистам рейтинг „Единой России” рос, после – упал на 3%. Это большой крах».

Как признался Виктор Шрейдер, он изначально не планировал активной агитации по наружной рекламе и в СМИ, поскольку это нескромно. В частности, на вопрос, почему только в последний момент было решено запустить короткометражный фильм о его личных качествах, он ответил: «Стараюсь все, что не касается служебной деятельности, не выносить на публику. Но после того, что было негативного, необъективного, несправедливого одним из оппонентов распространено, я пришел к выводу, что надо немного развеять эти слухи. Сдерживаться в этой ситуации сложно... Кампания была довольно жесткая и не всегда корректная, пусть это останется на совести тех, кто организовывал эти процессы. Видимо, есть некие политические цели у оппонентов и тех, кто этих оппонентов сопровождал». Короче, не будь агрессивной кампании Зуги, Шрейдер из скромности и того меньше заявлял бы о себе.

Тем не менее, скромность, вопреки пессимистичным прогнозам, победила. И Шрейдер, по сути, подтвердил свой результат на выборах пятилетней давности – тогда он набрал 64% голосов.

В целом же можно заключить, что эти выборы в Омске, как и обещал губернатор почти год назад, не были «скучными». Уже одно это заявление указывало, что сценарий борьбы известен власти заранее. Но зачем? По основной версии, Игорь Зуга, потративший, по официальным данным, почти 1 млн долларов, по неофициальным – все 10 млн, был просто использован партией власти для того, чтобы изобразить демократический процесс в регионе, как того требует нынешняя политика Кремля. Другая версия¸ которую «Эксперту Online» высказал осведомленный источник в облправительстве, заключается в том, что Зугу областная власть использовала для того, чтобы оттянуть голоса у Шрейдера, который в случае получения больше 80% голосов (именно столько ему давали замеры на начало кампании) рассматривался бы как наиболее вероятный претендент на губернаторское кресло. Впрочем, одна версия никак не опровергает другую.

Если в городе партия власти по сути бездействовала, а неофициально и противодействовала своему кандидату, то в районах, напротив, ресурс работал довольно активно. На выборах в 13 районах избраны кандидаты от ЕР. Самовыдвиженцы взяли власть в десяти районах. Кандидат от КПРФ с минимальным перевесом лидирует на выборах только одного района области – Павлоградского: коммунист Андрей Капля набрал 47% голосов, в то время как единоросс Анатолий Маршалко – 46,3%. Наихудший результат ЕР показала в Калачинском районе – кандидат Петр Черепов занимает здесь третье место, набрав 9,2% голосов избирателей. При планах партии взять все 25 мест в районных администрациях, такие результаты можно считать существенным проигрышем.

У партнеров




    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина

    Столица офсетных контрактов

    Новый инструмент промышленной политики — офсетные контракты — помогает Москве снизить расходы на госзакупки и локализовать стратегически важное производство

    Скованные одной цепью

    Власть и бизнес сотрудничают для достижения целей нацпроекта «Экология»

    Сергей Кумов: «“Техпрорыв” уже позволил исключить из добычи и переработки миллионы тонн пустой породы»

    Одно из стратегических направлений развития ПАО ГМК «Норильский никель» — модернизация производства и соответствие современным мировым стандартам. В 2020 году «Норникель» переходит ко второму этапу «Технологического прорыва» — программы повышения операционной эффективности, стартовавшей в 2015 году
    Новости партнеров

    Tоп

    1. На рынок сжиженного газа выходит новый крупный игрок
      Со своими астрономическими запасами газа Тегеран рано или поздно должен был взяться за экспорт сжиженного газа. В этом поможет Россия
    2. «СЛЕДСТВИЕ ОДНОЙ ПЛАСТИНКИ»
      4 декабря 2019, Основная сцена театра «Новая опера» к 120-летию со дня рождения Марии Юдиной
    3. Россия удержит статус самого крупного экспортера газа
      К 2040 году экспорт российского газа на международные рынки должен возрасти с 290 до 336 млрд кубометров
    Реклама