Лес раздора

Алексей Клепиков
2 марта 2010, 16:51

Противостояние химкинских экологов с властями неожиданно аукнулось на высшем межгосударственном уровне. Президент Дмитрий Медведев сегодня в Париже в ходе встречи с представителями французских и российских деловых кругов попросил свою администрацию разобраться, как влияет проблема сохранения Химкинского леса на строительство платной автотрассы Москва—Санкт-Петербург.

В

ходе свободной дискуссии, последовавшей после вступительного обращения Дмитрия Медведева к собравшимся на парижском деловом форуме, один из представителей французского бизнеса спросил, может ли глава российского государства оказать влияние на Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Банк не спешит участвовать в финансировании строительства платной автотрассы Москва—Санкт-Петербург, поскольку, как выразился бизнесмен, при ее сооружении «придется спилить 14 столетних дубов».

«Если вы говорите о давлении на ЕБРР, дело это довольно трудное, но тем не менее я постараюсь разобраться, есть ли какие-то возможности для того, чтобы помочь этому проекту и способствовать принятию соответствующего решения по линии ЕБРР, — ответил Медведев. — А насчет дубов — не знаю. Дубы, конечно, жалко. Вопрос в том, когда они были посажены и представляют ли они интерес». Когда выяснилось, что деревья были посажены 130 лет назад, президент вслух задумался, «действительно ли нужно их спиливать». «Хорошо, что ЕБРР занимается российской экологией, мы поработаем над этой темой. Спасибо за то, что вы нас проинформировали. Я попрошу своих помощников — вот они уже там записывают — разобраться с этой проблемой», — заверил Медведев бизнесмена и под улыбки зала добавил: «Дубовой проблемой».

Как известно, в конце прошлого года ЕБРР подписал с Внешэкономбанком, Европейским инвестиционным банком, Агентством по страхованию экспортных кредитов Франции и ООО «Северо-Западная концессионная компания» меморандум о взаимопонимании по проекту скоростной автомагистрали. Однако с окончательным решением о финансировании стройки ЕБРР действительно не спешит. В первую очередь из-за отсутствия положительного решения экологической экспертизы. Это отсутствие, в свою очередь, связано с тем, что часть трассы пройдет через Химкинский лес. Заинтересованность парижского бизнеса в разрешении экологической проблемы связана с тем, что именно французская Vinci подписала с «Росавтодором» концессионное соглашение на строительство первого участка (с 15-го по 58-й км). Его сооружение планировалось начать уже в нынешнем году.

Борьба жителей Химок и экологов за свой лесопарк, который занимает почти 1 тыс. га и является частью лесозащитного пояса Москвы, началась еще в 2006 году, как только вышел приказ Минтранса РФ о строительстве платной магистрали. Трасса должна пройти через весь лес, разрезая его практически пополам, что, по мнению «зеленых» и химчан, разрушит местную экосистему и приведет к вымиранию животных. Из десятков чиновников, к которым обращались протестующие, на их сторону встал лишь бывший заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь (ныне он префект Северного округа Москвы). В 2007 году он направил в Генпрокуратуру письмо с просьбой воспрепятствовать будущему строительству.

Российский президент, живо интересовавшийся сегодня судьбой вековых дубов, похоже, лукавил, утверждая, что впервые слышит о проблеме: после реакции Генпрокуратуры на обращение Митволя именно из-под пера Медведева, занимавшего тогда пост первого вице-премьера, вышло письмо в адрес Минтранса, Минприроды, Минрегиона и Ростехнадзора с просьбой «рассмотреть обращение химкинцев и принять меры по обеспечению соблюдения законодательства РФ по использованию земель и права граждан на благоприятную окружающую среду». В июле 2008 года экологов и химчан поддержала Мосгордума, принявшая обращение к правительству РФ, в котором говорилось о недопустимости строительства трассы между двумя столицами через территорию Химкинского лесопарка. Через несколько месяцев было совершено нападение на журналиста-эколога, редактора газеты «Химкинская правда» Михаила Бекетова. Митволь связал это нападение с попытками Бекетова защитить Химкинский лес.

Первого серьезного успеха в своей борьбе экологи добились в середине прошлого года, когда, согласно постановлению правительства Московской области, ширина полосы земли Химкинского леса под строительство трассы была сужена с 3 км до 100 м. Но «зеленые» не успокоились: в августе прошлого года они направили в Европейский суд по правам человека иск против России с требованием запретить строительство автодороги, а в январе нынешнего призвали потенциальных инвесторов, включая ЕБРР, отказаться от возможного участия в проекте.

Вчера Верховный суд РФ отклонил иск экологов и признал законным перевод 150 га Химкинского лесопарка из земель лесного фонда в земли транспорта для строительства автотрассы. У «зеленых» есть десять дней на обжалование этого решения в кассационной коллегии Верховного суда. Но главного на нынешнем этапе «зеленые» уже добились: благодаря их бесчисленным акциям протеста ЕБРР приостановил участие в проекте, а Дмитрий Медведев вынужден был давать ответ на неудобный «дубовый» вопрос.