Тянут-потянут

Москва, 02.03.2010
Вчерашнее посещение президентом и генеральным директором альянса Renault-Nissan Карлосом Гоном столицы России было посвящено открытию второй линии завода «Автофрамос», где теперь выпускаются не только Renault Logan, но и Renault Sandero. Однако более любопытной оказалась встреча Гона с премьер-министром Владимиром Путиным, который снова убеждал знаменитого автомобильного менеджера в перспективах отечественного рынка. Президент Renault-Nissan, в общем, и не спорил.

В

ближайшие две недели состоится сразу несколько событий, которые могут оказать существенное влияние на перспективы главного отечественного автопроизводителя — АвтоВАЗа. Во-первых, уже послезавтра российское правительство рассмотрит концепцию развития автопрома до 2020 года. Программный документ представлен Минпромторгом и содержит любопытные детали. Ведомство констатирует, что отрасль находится в удручающем состоянии. Традиционные автозаводы (АвтоВАЗ, группа ГАЗ и КамАЗ) работают на изношенном оборудовании, испытывают нехватку средств и не имеют современных технологий. Сборочные предприятия (Sollers и пр.) и заводы иностранных автоконцернов недостаточно производят и не занимаются разработкой новых моделей. При этом усилия правительства по привлечению в Россию ведущих иностранных производителей оказались недостаточными для «полноценного развития» автопрома, отмечается в концепции.

Впрочем, Минпромторг считает, что уже к 2015 году российский автопром способен выбраться из кризиса. К 2020 году объем производства автомобилей в России вырастет более чем в пять раз — до 3,15 млн. Чтобы вытащить автопром из ямы, до 2020 года нужно инвестировать в отрасль 627,3 млрд рублей, подсчитали в ведомстве Виктора Христенко. Из них 225,4 млрд рублей — уже в 2011–2012 годах. Средства должны изыскать сами компании, но государство готово предоставлять им субсидии и госгарантии, а также финансировать НИОКР.

Наконец, Минпромторг предлагает «рассмотреть участие государства в покупке активов за рубежом при условии наличия мотивированного предложения и экономической целесообразности». Как поясняют в министерстве, это диктуется логикой рынка: российским компаниям нужен доступ к технологиям, а наиболее реальный способ получить его заключается в покупке компаний, обладающих этими технологиями. Предложение о поддержке российской экспансии предполагает не бюджетное финансирование, а использование государственных институтов развития. В частности, кредитором мог бы стать Внешэкономбанк, а горизонт кредитования должен быть не более пяти лет. Однако эта идея вряд ли осуществима, полагают эксперты и игроки рынка: российский автопром сейчас не в тех условиях, чтобы позволить себе дорогостоящие приобретения на внешних рынках. Сохранить бы внутренний...

Во-вторых, 10 марта совет директоров АвтоВАЗа должен утвердить бизнес-план до 2014 года, который в минувшую пятницу рассмотрело правление компании. Президент завода Игорь Комаров отметил, что основные параметры бизнес-плана не претерпели изменений по сравнению с положениями, которые объявлялись в ноябре 2009 года при подписании меморандума акционерами АвтоВАЗа. Согласно бизнес-плану, тольяттинский автозавод планирует к 2020 году производить около 1 млн автомобилей, из них 70% должны выпускаться под брендом Lada. С 2012 года на модернизированной линии предприятия мощностью 360 тыс. машин в год начнется выпуск пяти моделей на платформе B0 (Logan). Две из них будут представлены под брендом Lada, две — под брендом Renault и одна — Nissan. Автомобили Renault и Nissan, которые будут выпускаться на ВАЗе, частично будут новыми разработками, а частично — уже существующими, заявил глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон. Также, согласно бизнес-плану, планируется увеличение отчислений на техническое развитие предприятия в два раза.

Комаров не назвал размер инвестпрограммы предприятия, однако ранее говорилось, что АвтоВАЗу до 2014 года потребуется 42 млрд рублей инвестиций (это уже секвестированный вариант, изначально назывались суммы и до 80 млрд рублей). Из них Renault внесет оборудование и разработки на сумму 240 млн евро, а его партнер по альянсу Nissan — 60 млн евро деньгами. Глава АвтоВАЗа также добавил, что в 2010 году компания планирует добиться положительных операционных показателей с точки зрения денежного потока. Эта цель достижима при продаже 400 тыс. автомобилей на внутреннем рынке и отправке 50 тыс. на экспорт, отметил Комаров.

Отдельная задача, стоящая перед АвтоВАЗом, заключается в модернизации системы поставок комплектующих и материалов. Как заявлял ранее директор по развитию качества и руководитель программы Lada Quality Program Паскаль Фелтен, существующая база поставщиков не устраивает завод. При этом целевые показатели по данной программе достаточно амбициозны. Уже к лету текущего года АвтоВАЗ планирует уменьшить количество рекламаций от потребителей на 30%. Ключевой вопрос — поставщики. Сегодня тольяттинский автозавод практически не имеет поставщиков первого уровня, так называемых системных интеграторов, которые брали бы на себя инжиниринг и изготовление крупных узлов и агрегатов в сборе, самостоятельно работая с субподрядчиками. Ну и качество, конечно, далеко от идеального. Эту же мысль озвучил вчера Карлос Гон, назвав автокомпонентную отрасль России «слабым звеном» всей автомобильной индустрии.

Задачи, в общем, понятные, прогнозируемые и вопросов не вызывающие. Гораздо важнее в данном случае определить источники финансирования этих программ и понять, насколько нынешний менеджмент в состоянии выполнить собственные задумки. Еще один вопрос — конкурентное окружение, которое весьма активно влияет на российский рынок и может помешать АвтоВАЗу в реализации планов. Причем до сих пор остается открытым вопрос, насколько Renault можно считать партнером тольяттинского завода и насколько французы готовы поддерживать его с учетом их собственных интересов в России.

С финансированием все более или менее понятно. В очередной раз спасать АвтоВАЗ будет государство. Как заявил на встрече с Карлосом Гоном Владимир Путин, в прошлом году заводу была оказана господдержка в размере 37 млрд рублей. В текущем году на счета госкорпорации «Ростехнологии» уже перечислено 28 млрд рублей для последующей передачи ВАЗу, а еще 10 млрд рублей зарезервировано на эти цели в бюджете. Однако премьер тут же подчеркнул, что в одностороннем порядке содержать тольяттинский завод правительство не намерено. «Все это мы будем делать под реализацию того проекта развития, который мы вместе с вами согласовали», — заявил Путин. В переводе с официального языка дипломатии на обывательский это означает, что российская сторона продолжает настаивать на участии Renault-Nissan в дальнейшем развитии АвтоВАЗа.

Напомним, еще осенью прошлого года перед решающей поездкой премьера в Париж Путин достаточно жестко потребовал от акционеров автозавода (в частности, от французов) инвестиций и поддержки предприятия. В итоге было подписано соглашение о передаче технологий и ноу-хау от Renault-Nissan на сумму 300 млн евро. Сейчас эти договоренности еще раз подтверждаются. Карлос Гон заявил, что продолжает считать ВАЗ стратегическим партнером и не собирается уменьшать свою долю в акционерном капитале компании (сейчас — 25%). Более того, в интервью телеканалу Russia Today топ-менеджер заявил, что готов рассматривать и возможность увеличения этой доли. Он отметил, что в рамках альянса АвтоВАЗа, Renault и Nissan «мы владеем более одной трети российского рынка». «Я хотел бы консолидировать наши позиции и, возможно, увеличить нашу долю до 40%. Как только мы подготовим продукцию и будем готовы с технологией в АвтоВАЗе, нашей целью будет получение доли рынка от 33 до 40%. Я думаю, что это, скорее всего, произойдет в ближайшие пять-десять лет», — сказал он.

Кроме прямых финансовых вливаний государство готово оказать поддержку и иными способами. Речь идет прежде всего о снятии с АвтоВАЗа бремени социалки и поддержке поставщиков завода. «Мы намерены поддержать передачу объектов, которые напрямую с производством не связаны, в первую очередь объекты социальной сферы, чтобы избавить предприятие от лишних расходов», — пояснил Путин на встрече с Гоном. Ранее часть объектов социальной сферы ВАЗа уже была передана на баланс Тольятти и Самарской области. На эти цели были выделены средства из областного и федерального бюджета. По расчетам специалистов автозавода, это позволило заводу сэкономить до 1,5 млрд рублей в год на содержание переданных объектов.

Остается вопрос с конкурентным окружением. Создание совместного предприятия Fiat и Sollers, по мнению аналитиков агентства «Автостат», обострит конкуренцию в сегменте С, оставив АвтоВАЗу, по сути, лишь низкобюджетный В-класс. Да и сама компания Renault, естественно, в первую очередь преследует собственные интересы. Так, запуск на «Автофрамосе» хэтчбека Renault Sandero по цене от 319 тыс. рублей, несмотря на любые заявления высокопоставленных менеджеров, не может не составить конкуренцию той же Lada Priora. По поводу возможной конкуренции модели Sandero, продажи которой начались в понедельник, с продукцией АвтоВАЗа Карлос Гон отметил: «Мы не смотрим на АвтоВАЗ, мы смотрим на наших иностранных конкурентов». «Sandero будет конкурировать с другими иностранными брендами», — сказал он, добавив, что «наши продукты будут дополнять друг друга». Но так ли это, судить сложно.

В целом стоит отметить, что планы Renault достаточно амбициозны. Карлос Гон заявил, что французы планируют стать компанией номер один на российском рынке. Наращиваются производственные мощности, расширяется продуктовая линейка, работает маркетинг и сбыт. К концу 2011 года на заводе «Автофрамос» планируется запустить производство внедорожника Duster. «“Автофрамос” является примером того, как мы планируем расширить присутствие на российском рынке. Мы расширили наше производство, чтобы стать лидером на российском рынке», — сказал Гон.

Согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, Renault является пятой компанией в РФ по числу проданных машин (после марок Lada, Hyundai, Kia и Chevrolet). В январе 2010 года компания увеличила выпуск на 12% по сравнению с январем 2009 года, до 3,631 тыс. автомобилей. Вторая очередь производства на московском заводе увеличивает мощности завода в два раза — до 160 тыс. автомобилей в год. Инвестиции в расширение производства составили 150 млн долларов — дополнительно к 250 млн, изначально вложенным в строительство предприятия. Руководитель службы качества комплектующих «Автофрамоса» Виталий Шустов сообщил, что Renault может увеличить количество моделей на московском заводе до пяти. «Расширенные мощности позволяют собирать до пяти моделей в будущем», — сказал он. По его словам, сейчас завод работает в две смены и выпускает 330 автомобилей в день. В случае увеличения заказов предприятие сможет при введении третьей смены довести производство до 600 машин в день.

Где в этих грандиозных планах найдется место тольяттинскому автогиганту — вопрос открытый. Несмотря на декларируемое всеобщее дружелюбие и взаимопонимание, заместитель директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов говорит, что АвтоВАЗа, каким мы его знали раньше, уже не будет. «Идет грандиозная перестройка всего бизнеса предприятия, начиная от модернизации оборудования и заканчивая реформой бизнес-структуры. Что останется на ВАЗе, что уйдет на продажу, что будет выведено в дочерние общества — сказать сложно. Перспективы есть, но нужно понимать, что с каждым годом рынок становится все более конкурентным и никто не будет работать на процветание другой фирмы — каждый сам за себя. Мы прогнозируем в ближайшие пять лет продолжение снижения доли отечественных брендов на нашем авторынке, в том числе и доли Lada. Насколько успешно АвтоВАЗ впишется в глобальный рынок, а это с помощью Renault сейчас последний шанс завода, — покажет время», — размышляет аналитик.

У партнеров




    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы

    Маркировка товаров: что делать и чего ожидать бизнесу

    с 1 июля стала обязательной маркировка табака, в декабре 2019 года добавят еще четыре товарные группы. Штраф за нарушение закона о маркировке будет достигать 300 тысяч рублей
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Китай может использовать иранскую нефть как оружие в торговой войне против США
      Пекин может сделать нефтяные рынки значительно более волатильными, если решит не снижать закупки иранской нефти и дальше, а увеличит их, чтобы навредить США
    Реклама