Энергия для нефтяного ускорения

Вадим Пономарев
26 марта 2010, 15:22

Федеральная сетевая компания (ФСК) и «Транснефть» подписали соглашение о сотрудничестве в дальнейшем обеспечении главного российского нефтетранспортного проекта – трубопроводной системы Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) – объектами внешнего электроснабжения.

ФСК в полном объеме обеспечила первую очередь нефтепровода объектами внешнего электроснабжения. В прошлом году, например, она провела технологическое присоединение подстанции (ПС) спецморпорта Козьмино к линии электропередачи 220 кВ Широкая–Партизанск в Приморье, нефтеперекачиваюшей станции (НПС) №17 к действующей линии электропередачи 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС–Нижний Куранах в Якутии, выполнила расширение открытого распределительного устройства 110 кВ ПС 220 кВ «Сковородино» в Амурской области для технологического присоединения НПС-21 и т. д. Всего, согласно ранее достигнутым договоренностям, в 2009-2012 ФСК должна была осуществить строительство, модернизацию и реконструкцию 14 магистральных электросетевых объектов, имеющих отношение к строительству ВСТО на территориях Якутии, Еврейской автономной и Амурской областей, а также Хабаровского и Приморского краев.

Однако в ныне подписанном соглашении фигурирует уже 40 магистральных электросетевых объектов, строительство, модернизацию и реконструкцию которых ФСК осуществит до 2012 года. Соглашение также предусматривает сокращение сроков ввода ряда объектов электроснабжения ВСТО до 2012 года. Так, к этому времени сетевая компания должна завершить работы по расширению подстанций 220 кВ «Нижний Куранах» (Якутия), «Тында и Завитая» (Амурская область), «Облучье» (Еврейская автономная область), «Лесозаводск» (Приморский край), а также подстанций 500 кВ «Дальневосточная» (Приморский край) и «Хехцир» (Хабаровский край). В Приморье и Хабаровском крае будут построены линии электропередачи 220 кВ Приморская ГРЭС–Хехцир и Приморская ГРЭС–Лесозаводск. ФСК и «Транснефть» также сообщили, что дополнительно заключили договоры на технологическое присоединение к объектам главной отечественной сетевой компании еще восьми нефтеперекачивающих станций, входящих во вторую очередь строительства нефтепровода (ВСТО-2).

Все это может означать только одно – правительство решило форсировать работы по сооружению ВСТО-2, которая должна увеличить его пропускную способность до 80 млн тонн нефти в год. К ее строительству «Транснефть» приступила в январе: в «старый новый год», когда «дочка» компании – «Транснефтьстрой» сварила первые 180 метров из 3806 км новой трассы от Сковородино до Козьмино. Первым этапом ВСТО-2 как раз и предусмотрено строительство восьми новых нефтеперекачивающих станций с суммарным объемом резервуарного парка 300 тыс. кубометров, реконструкция НПС «Сковородино» с увеличением резервуарного парка на 150 тыс. кубометров и расширение спецморпорта Козьмино с увеличением его резервуарного парка на 150 тыс. кубометров нефти.

И тогда же топ-менеджмент «Транснефти» заявил, что основные объекты ВСТО-2 начнут работать в 2013-2014 годах, что нашло поддержку у отраслевых аналитиков. «Большого смысла спешить при реализации строительства ВСТО-2 нет. Стремление менеджмента „Транснефти” не работать „в авральном режиме годами” и запустить ВСТО-2 в 2013-2014 годах выглядит вполне оправданным. Кроме того, сроки реализации нефтепровода сказываются и на стоимости работ – чем выше темпы строительства, тем выше цена, и наоборот», – заметил, например, аналитик ИК «Финам» Александр Еремин. «Действительно, сейчас спешить не имеет смысла, поскольку пока обеспечена нефтью только первая очередь ВСТО. „Транснефть” устраивает нынешняя ситуация: нефтепровод от Тайшета до Сковородино, плюс железнодорожная составляющая и спецморпорт Козьмино. Маржа на этом направлении высокая, она сопоставима с поставками на Запад. Кроме того, при спокойном темпе работы большее внимание будет уделено вопросу качества», – поддержал эту точку зрения и Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ».

Однако, как справедливо заметил директор отдела российской и каспийской энергетики в консалтинговой компании IHS CERA Джон Уэбб, «за проектом ВСТО стоят, по-видимому, в первую очередь не коммерческие, а стратегические соображения». Одним из этих соображений, возможно, стала высказанная в феврале настоятельная просьба китайской CNPC о максимально быстром увеличении в два раза поставок российской нефти – с 15 млн до 30 млн тонн нефти в год. В противном случае китайцы пригрозились перейти на покупку этого объема нефти на Ближнем Востоке. Возможно, в правительстве решили, что пора бы России оказывать большее влияние на цены на азиатском нефтяном рынке. «Поставки нефти по магистрали ВСТО пока незначительны и в большей степени строго определены в части конечного игрока. Таким образом, это пока не может повлиять на политику ОПЕК в вопросе сохранения прежних квот на добычу и снижения официальных цен на поставки в Азию. Однако в дальнейшем, после запуска ВСТО-2, когда объем поставок нефти на рынок АТР будет существенней, это может сбить влияние стран Персидского залива», – считает аналитик ИК «Велес капитал» Дмитрий Лютягин.

Возможно, сыграли свою роль «внутренние» причины: в декабре–феврале правительство двумя решениями освободило от уплаты экспортной пошлины нефть с двух десятков нефтяных месторождений Восточной Сибири, чтобы разрабатывающие их нефтяные компании как можно скорее наполнили ВСТО. Однако, по расчетам министра финансов Алексея Кудрина, только в этом году эти льготы пробьют дыру в федеральном бюджете более 120 млрд рублей. Поэтому начиная с конца января в правительстве разгорелись нешуточные дебаты по поводу отмены льгот по экспортной пошлине восточносибирским месторождениям. Но льготы, по крайней мере на апрель, продлены, и это может служить сигналом о том, что в правительстве возобладала другая точка зрения – большинство экспортных льгот для нефтяных компаний сохранить, но строительство ВСТО ускорить.

Поэтому один из главных подрядчиков строительства ВСТО-2 – «Транснефтьстрой» на этой неделе сообщил, что увеличил темпы строительства линейной части трубопровода до 1,5 км в сутки. В апреле, по словам генерального директора компании Алексея Полякова, скорость трубосварочных работ достигнет 2 км в сутки. Кроме того, 11 марта в присутствии вице-премьера Игоря Сечина и президента «Транснефти» Николая Токарева был сварен первый стык линейной части нефтепровода Пурпе–Самотлор, по которому нефть в ВСТО пойдет с западных, наиболее освоенных нефтяных месторождений страны. Запуск его в действие намечен уже на 2012 год. Фактически он станет основным источником наполнения восточной трубы, поскольку предусматривает прокачку западносибирского углеводородного сырья в объеме до 50 млн тонн нефти в год (это более половины мощности ВСТО-2).

Нефтепровод Пурпе–Самотлор свяжет месторождения, изначально разрабатываемые для поставок в западном направлении, с восточным коридором. За счет этого Россия получит возможность быстро перенаправлять большие объемы нефти с одного направления на другое, что повышает энергобезопасность страны и позволяет ей выбирать наиболее выгодный рынок сбыта и влиять на ценообразование. Также за счет Пурпе–Самотлор российские нефтедобытчики смогут значительно увеличить объемы нефтедобычи на разрабатываемых месторождениях.

«Этот проект имеет огромное значение, поскольку дает дополнительные возможности и гарантии по поставкам в восточном направлении», – отметил директор департамента НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. Более того, вице-премьер Игорь Сечин, будучи недавно в Нижневартовске, заявил, что к Пурпе–Самотлор, а значит, и к ВСТО, могут быть подсоединены месторождения большинства ведущих нефтяных компаний, работающих на Ямале. «Правительство России выступает за реализацию проекта строительства нефтепровода Заполярное–Пурпе и подсоединение его к системе Пурпе–Самотлор. Думаю, что у этого проекта нет шансов не быть реализованным», – заметил вице-премьер, отвечающий в правительстве за топливно-энергетический комплекс.

Поэтому специальное соглашение о сотрудничестве по обеспечению ВСТО объектами внешнего электроснабжения, которое подписали ФСК и «Транснефть», в котором тоже говорится о 2012 годе, лишний раз подтверждает то, что государство решило ускорить строительство и наполнение этого мегапроекта. Очевидно, в конце 2012 года в спецморпорт Козьмино нефть придет не только по железной дороге, но и по трубе, да еще с западносибирских нефтяных месторождений России.