Румынский маршрут

Вадим Пономарев
3 марта 2010, 15:46

Крупнейший центральноазиатский нефтедобытчик Казахстан заинтересован в строительстве нового нефтепровода в Европу через Кавказ с выходом на румынский трубопровод Констанца—Триест. Об этом заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев после встречи со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску.

«Мы с господином президентом Румынии говорили о том, что было бы неплохо открыть новый маршрут транспортировки через кавказский коридор, то есть... через Каспий в Баку, через Азербайджан в Грузию, Черное море и дальше танкерами до Румынии», — сказал Назарбаев, подчеркнув, что президенты двух стран договорились о совместной работе в этом направлении и дали поручения соответствующим нефтяным компаниям. «Румыния хорошо понимает необходимость для Казахстана открыть возможности для экспорта в Евросоюз, потому что это огромный рынок», — ответил президент Румынии Траян Бэсеску.

В данном случае Румыния для Казахстана действительно является некоей «стартовой площадкой» в Европу. Казахстан поставляет туда ежегодно около 4 млн тонн нефти (третья часть румынского нефтяного импорта) и в лице национальной компании «Казмунайгаз» владеет румынской нефтяной компанией Rompetrol, которая имеет нефтеперерабатывающий завод и сбытовую сеть из 900 АЗС в шести странах Европы. Сейчас между Румынией и Италией проектируется трубопровод Констанца—Триест, по которому казахская нефть и может пойти дальше в Европу, в случае если будет принято решение о строительстве нового нефтепровода. «Можно всем поработать над тем, чтобы проложить новый нефтепровод между Каспием и Черным морем, построить терминал, построить порт, чтобы мы могли подойти к нефтепроводу Констанца—Триест», — подчеркнул Назарбаев.

Намерение главы Казахстана проработать «румынский маршрут» транспортировки своей нефти означает еще большую дистанцированность этой республики от России. Сейчас это среднеазиатское государство добывает в год 70–80 млн тонн нефти, большая часть которой экспортируется через нашу страну. При этом 10 млн тонн, минуя Россию, уходит в Китай, и еще примерно столько же — в Баку. В 2013 году, по словам Нурсултана Назарбаева, Казахстан намерен начать масштабную добычу нефти на одном из крупнейших в мире месторождений Кашаган (шельф северного Каспия). Это даст ему ежегодную «экспортную прибавку» еще 50 млн тонн нефти в год.

Российская нефтепроводная система «Транснефти» (Атырау—Самара) и российско-казахстанский (31 и 19% соответственно) Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским портом Новороссийск, очевидно, не устраивают республику по пропускной способности и ценам. И хотя акционеры КТК в конце 2008 года договорились увеличить его пропускную способность вдвое — с 33 до 67 млн тонн нефти в год, еще в июне 2006 года Нурсултан Назарбаев подписал договор о присоединении Казахстана к проекту нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД), по которому казахстанская нефть должна транспортироваться через Азербайджан и Грузию в турецкий порт Джейхан. БТД контролируют BP и Государственная нефтяная компания Азербайджана. В 2006 году он стал первым нефтепроводом на постсоветском пространстве, построенном в обход России и при непосредственном участии (в том числе финансовом) США и Великобритании. Начиная с 2007 года Казахстан ежегодно переваливает через БТД до 10 млн тонн нефти, которая поставляется танкерами из казахстанского порта Актау в Баку. А «Казмунайгаз» и «Казтрансойл», в свою очередь, сейчас ведут работы по созданию специализированного порта Курык и трубопровода до него из Ескене, где будет собираться нефть с Кашагана. Планируется, что трасса проектируемого нефтепровода пройдет в одном техническом коридоре с действующим нефтепроводом Узень—Атырау—Самара, что позволит оптимизировать капитальные затраты на строительство. По словам президента Назарбаева, поставки казахстанской нефти в БТД будут увеличены вдвое — до 20 млн тонн нефти в год.

Однако, судя по вчерашнему заявлению казахстанского лидера, в этой стране считают, что возможности Кашагана больше, чем может себе позволить прокачать российская «Транснефть», российско-казахстанский КТК, британо-американо-азербайджанский БТД и «труба» в Китай. При выходе этого месторождения на проектную мощность Казахстан готов предложить экспортировать по новому транскавказскому трубопроводу ежегодно 25–30 млн тонн нефти для перевалки ее в Румынию.

На «той» стороне, кстати, готовы принять и больше. Панъевропейский нефтепровод, который должен связать румынский черноморский порт Констанца с итальянским городом Триест, расположенным на побережье Адриатического моря, рассчитывается на перекачку до 90 млн тонн сырья в год. Труба протяженностью 1319 км должна открыть возможность доставлять сырую нефть из стран Каспийского региона — Азербайджана, Туркмении, Казахстана — в Центральную и Западную Европу, минуя Босфор, где нефтеналивные танкеры подолгу простаивают в ожидании своей очереди на проход через предельно загруженный судами пролив. Правда, стоимость строительства этого объекта министрами энергетики Румынии, Сербии, Словении, Италии и Хорватии и представителями Еврокомиссии в 2007 году была определена в сумму около 4 млрд долларов, что может в нынешних условиях несколько притормозить этот проект.