Антикризисная одежда

Екатерина Шохина
1 апреля 2010, 18:56

В Россию выходит пятый по объему продаж в мире одежный ритейлер — японская компания Uniqlo. В кризис она стала лидером по росту продаж и намерена завоевать российский рынок простой, качественной и очень недорогой одеждой, носить которую можно круглый год.

З

автра в Москве открывается первый магазин японского производителя и продавца массового бренда одежды Uniqlo. Во всемирном рейтинге одежных ритейлеров Uniqlo занимает пятое место — его оборот в 2009 году составил 5,7 млрд долларов. Однако по росту продаж японец — абсолютный лидер. В 2009 году оборот компании вырос на 16,8% (у ритейлера номер один в мире Zara рост 10,3%, а у второго по счету Gap — сокращение на 7,8%). По словам руководителя и операционного директора Uniqlo Наоки Отома, «прибыль, полученная компанией за пределами Японии за прошедший год, удвоилась». На сегодняшний день у компании 950 магазинов по всему миру.

Отома утверждает, что кризис оказался одним из самых благоприятных периодов для Uniqlo. «Мы полностью соответствуем требованиям потребителей в это непростое время. В ассортименте нашей продукции преобладают товары повседневного спроса, которые мы продаем по очень разумным ценам. Когда падает покупательская способность, в условиях кризиса, люди начинают делать покупки более взвешенно, избирательно. Они выбирают качество по разумной цене», — говорит японец.

Действительно, в ассортименте Uniqlo не найдешь вещей по последнему писку моды. «Мы не гонимся за модой: продвинутая в дизайне одежда не может быть доступна всем, она — удел небольшой группы», — объясняют в компании. Зато все необходимые вещи на каждый день, высочайшего качества и всевозможных цветов и фасонов, представлены на полках. Все ориентировано на длительный срок носки — например, водолазка, в которой зимой не холодно, а летом не жарко.

Отома объясняет: держать умеренные цены за качественную продукцию позволяет система бизнеса компании: это компания полного цикла. «Мы продаем товары, которые мы производим целиком и полностью сами, начиная с ниток», — говорит японец.

В сочетании цена-качество у Uniqlo в России нет равных, убеждены эксперты. Их ближайшие конкуренты — Zara и другие — делают упор прежде всего на модные лекала, копирование одежды сегмента люкс, но экономят на материалах и качестве шитья. «Сначала это было воспринято в России “на ура”. Но теперь люди выбирают качество. Нормального качественного предложения в данном ценовом сегменте (до 100 долларов за вещь) на сегодняшний день нет», — говорит генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова. Синтетическое платье с вылезающими отовсюду нитками уже не привлекает покупателя, а этим грешат большинство одежных ритейлеров массмаркета.

Помимо цены и качества Uniqlo делает упор на сервис в своих магазинах, что также выгодно отличает его от конкурентов.

«Мы понимаем, что покупки — это в некотором роде стресс, и мы делаем все возможное, чтобы человек купил нужный ему товар максимально быстро и комфортно. Таким образом, мы привлекаем к себе постоянных покупателей, приверженцев нашего бренда», — говорит Отома. Во многих сетевых магазинах найти нужную вещь нужного размера и цвета бывает очень сложно, да и продавцы не спешат на помощь.

Отома считает российский рынок очень привлекательным для компании. «При населении 140 млн и не сильно выраженном присутствии мировых розничных продавцов объем рынка выглядит огромным. Кроме того, поговаривают, что направление вектора экономики изменилось, и мы верим, что на этом рынке для нашего бизнеса открываются большие возможности», — говорит топ-менеджер.

В планах компании открыть в течение первых трех лет десять магазинов в Москве, а потом двинуться в регионы, но пока японцы говорят о крупных городах вблизи Москвы. Россия встретила японцев, как и многих других иностранцев, не слишком доброжелательно. Японцам пришлось два раза переносить открытие магазина из-за проблем на таможне. «Мы встретились тут с большим количеством трудностей», — говорит Отома, отмечая при этом, что постепенно трудности эти преодолевает. У Uniqlo чрезвычайно амбициозные планы на будущее. Вне зависимости от экономической обстановки японцы хотят через десять лет увеличить свои продажи в 80 раз.