«Макаронные» презентации

28 апреля 2010, 21:11

А

мериканские военные заявили, что используемый ими для подготовки и демонстраций презентаций программный продукт Microsoft PowerPoint (входит в пакет MS Office) не соответствует требованиям армии, так как зачастую вводит их в заблуждение и заставляет «выглядеть идиотами в глазах подчиненных». Примером послужила презентация генерала Стэнли МакКристала, командующего объединенной группировкой американских сил и блока НАТО в Афганистане, показанная в Кабуле летом прошлого года. Слайд, иллюстрирующий сложности стратегии в Ираке, был больше похож на миску спагетти. «Когда мы поймем этот слайд, мы выиграем войну», —  сухо отметил один из советников МакКристала, когда присутствующие в зале захлебывались смехом. С тех пор слайд стал ярким примером того, как инструменты военных выходят из-под контроля.

Ситуация усугубляется тем, что PowerPoint вошел в повседневную жизнь полевых командиров так прочно, что это уже похоже на одержимость, отмечает The New York Times. Военные тратят все больше и больше времени не на планирование военных действий, а на подготовку презентаций в PowerPoint. «Эта программа делает нас глупыми», —  говорит генерал Джеймс Маттис, командующий подразделениями морской пехоты. Бригадный генерал Мак-Мастер, успешно отбивший у сил сопротивления в Ираке город Таль-Афар в 2005 году, и вовсе запретил в своих частях использование PowerPoint. «Эти презентации опасны, так как создают иллюзию полного понимания ситуация и контроля над ней, хотя это не так», —  объяснил он свою позицию NYT в телефонном интервью.

Удивительно, что мысли о вреде презентация были озвучены военными, а не людьми бизнеса, составляющими огромное количество презентаций, большинство из которых делается за несколько часов и используется всего несколько минут. Что касается России, то у нас ситуация еще хуже —  если генерал МакКристал (или его помощники) явно перестарались, пытаясь визуально представить ситуацию, то создатели презентаций в России обычно вообще не утруждают себя графическим представлением информации, которое призвано облегчить понимание. В итоге в России частенько можно наблюдать на презентационном экране ключевые фразы и предложения, которые так или иначе фигурируют в речи выступающего, и тем вызывают еще меньше желания на них смотреть.