Заявка на победу

Москва, 28.04.2010
Топ-менеджмент «АвтоВАЗа» во главе с президентом компании Игорем Комаровым официально представил широкой общественности в лице узкого круга журналистов бизнес-план автогиганта до 2020 года. Стратегический документ готовился в течение года с привлечением специалистов Boston Consulting Group и альянса Renault–Nissan, весной был утвержден советом директоров ВАЗа, а затем согласован с профильными министерствами РФ.

П

ри всех недостатках, диктуемых довольно глубоким горизонтом планирования, бизнес-план заслуживает пристального внимания. И впервые за последние два десятилетия содержит вполне четкие и понятные цели и задачи, а также базовые принципы их решения. В формате презентации для прессы бизнес-план «АвтоВАЗа» (в оригинале занимающий около 200 страниц) был сведен к восьми основным блокам, в соответствии с ключевыми направлениями развития предприятия. Это продукция, техническое развитие, производство, закупки, продажи, персонал, качество и, наконец, инвестиции и прибыль.

Модельный ряд «АвтоВАЗа», по словам вице-президента по стратегии Григория Хворостянова, будет полностью обновлен к 2016 году. В целом компания планирует не только усилить свои позиции в традиционном для себя бюджетном сегменте (класс В), но также выйти в более высокий диапазон с новой моделью класса С. В продуктовой линейке в 2020 году должны появиться девять моделей на четырех платформах. Главные ставки делаются на ультрабюджетный автомобиль low-cost, созданный на базе Kalina, на обновленную Priora (с использованием французской платформы В0), а также на проект С, включая внедорожник. Совокупно эти модели будут занимать 60–70% в общем объеме выпуска, который должен составить к 2020 году примерно 1 млн машин в год (еще около 200 тыс. машин будут выпускаться под марками Renault и Nissan). При этом «АвтоВАЗ» планирует через десяь лет сохранить долю российского рынка на уровне 25%, при его прогнозируемом объеме примерно 3,6 млн автомобилей в год.

Особое внимание в стратегии уделено техническому развитию. Главные задачи в этом блоке — передача компетенций по разработке и выпуску основных узлов и агрегатов поставщикам первого уровня. За собой ВАЗ планирует оставить лишь девять из 30 функциональных модулей. При этом затраты на НИОКР должны вырасти с 1,5 до 2,8% от выручки.

Выпускной сегмент ждет глобальная реструктуризация и оптимизация всех производственных процессов. Непосредственно на заводе останутся лишь ключевые стратегически важные виды деятельности: сборочно-кузовное производство, крупная штамповка, сборка силового агрегата и шасси, НТЦ, опытно-промышленное производство, ряд вспомогательных служб, продажи и логистика. В дочерние структуры (с сохранением контроля над ними) перейдут металлургическое и инструментальное производство, выпуск промышленных штампов и промышленные сервисы. Уйдут из структуры завода средняя штамповка, производство технологического оборудования и все непрофильные активы. Кроме этого планируется увеличить мощности всех линий и повысить производительность труда, а также внедрить современные производственные системы (по типу Toyota productoin system).

Будет реформирована система закупок. Уже в текущем году планируется создать единую компанию, которая будет обеспечивать потребности «АвтоВАЗа», Renault и Nissan — RNAPO. К 2013 году эта структура должна обеспечивать до 25% закупок тольяттинского предприятия, к 2016 — до 80%. Именно эта компания займется выстраиванием единой панели поставщиков альянса, к которым планируется активно привлекать глобальных партнеров французско-японского концерна. Целевой показатель по снижению затрат на закупки для новых моделей «АвтоВАЗа» составляет 2,6% ежегодно в течение первых пяти лет жизненного цикла.

В сегменте продаж речь идет о снижении доли собственных дилеров в общей сети с 30 до 10%, при этом на них будет приходиться 15–20% всех продаж. Также планируется увеличить бюджет маркетинговых служб и ввести переменную маржу для дилеров. Отдельное внимание уделено бизнесу запчастей. ВАЗ хочет нарастить собственную долю на этом рынке с 9 до 33%, что позволит увеличить долю этого бизнеса в структуре выручки компании с 2,8 до 6,3%.

Персонал «АвтоВАЗа» к 2020 году сократится на 3%. Его численность составит 69 тыс. человек. Затраты на развитие персонала с целью кратного повышения производительности труда будут увеличены в четыре раза, до 300 млн рублей в год.

Одним из ключевых вопросов для ВАЗа остается проблема качества. Решение ее требует комплексного подхода. Это и работа с поставщиками, и привлечение иностранных партнеров на замену не устраивающих завод комплектаторов, и учет мнения потребителей, и оптимизация производства, и повышение качества работы дилерской сети, и многое другое. Поставлена амбициозная задача — к 2020 году снизить уровень претензий потребителей по результатам трех месяцев эксплуатации на 1 тыс. машин с нынешних 300 до 50, что соответствует мировым стандартам.

При решении всех вышеперечисленных задач «АвтоВАЗ» планирует нарастить выручку до 330 млрд рублей в год. Финансирование инвестпрограммы составит 183,5 млрд рублей, 13,5 млрд из которых внесет альянс Renault–Nissan, а 42 млрд составят банковские кредиты. Инвестиции будут распределены следующим образом: модельный ряд до 2020 года — 58,4 млрд рублей, после 2020 года — 24,6 млрд, двигатели — 9,8 млрд, производственные мощности — 68,2 млрд, модернизация процессов — 22,5 млрд рублей. В 2011 году «АвтоВАЗ» планирует выйти на положительную операционную прибыль и с 2012 года самостоятельно финансировать часть инвестпрограммы. К 2018 году необходимо полностью рассчитаться по долгам, связанным с инвестициями в реализацию бизнес-плана.

Пока что на фоне текущих показателей нарисованная картина выглядит несколько идиллической. Убытки по итогам 2009 года по РСБУ составили около 38,6 млрд рублей. Такие цифры озвучил президент компании Игорь Комаров. Вице-президент по финансам и экономике Олег Лобанов добавил, что по итогам первого квартала 2010 года убытки составили еще 2,6 млрд рублей. Однако топ-менеджеры «АвтоВАЗа» уверены, что худшее позади. Катастрофически низкие результаты продаж в январе–феврале текущего года они считают «дном кризиса» и рассчитывают на дальнейший рост реализации продукции. Как сообщил Игорь Комаров, по состоянию на 26 апреля было продано 43,7 тыс. автомобилей (результат всего марта — 34,2 тыс. машин), всего же по итогам месяца ВАЗ планирует достичь показателя 50 тыс., то есть докризисного уровня. Главный драйвер — государственная программа утилизации старых автомобилей: в целом в ее рамках продано 23,5 тыс. Lada. Из 84 тыс. свидетельств, уже выписанных Минпромторгом, 64 тыс. также приходится на продукцию ВАЗа (около 77%). Однако Игорь Комаров отмечает и рост коммерческих продаж и рассчитывает по итогам года реализовать 446 тыс. автомобилей.

Сам запуск инвестпрограммы до сих пор упирался в неурегулированность отношений с банками и необходимость реструктуризации кредиторской задолженности «АвтоВАЗа», которая без учета долга перед «Ростехнологиями» составляет почти 38 млрд рублей. Однако и этот вопрос будет решен, видимо, в ближайшие дни. Как заявил глава госкорпорации Сергей Чемезов, 28 млрд рублей госсредств, перечисленных в «Ростехнологии» из бюджета, могут прийти на ВАЗ уже 30 апреля после заседания наблюдательного совета компании (пройдет 29 апреля). После этого, по словам Лобанова, ВАЗ рассчитается с основными кредиторами Сбербанком и ВТБ, с которыми уже достигнуты договоренности об открытии новых кредитных линий примерно на те же суммы.

Насколько бизнес-план «АвтоВАЗа» будет реализован, пока судить достаточно сложно. Как отмечают аналитики, горизонт планирования в десять лет слишком глубок для детального анализа, да и сама стратегия может еще неоднократно и значительно измениться. Внушает умеренный оптимизм лишь тот факт, что достаточно подробный и детальный стратегический документ у «АвтоВАЗа» наконец-таки появился. Наличие бизнес-плана позволит более четко планировать свою деятельность не только самому автогиганту, но и всем смежникам и партнерам. Другой вопрос, что любой план будет неизбежно корректироваться самим рынком и макроэкономическими факторами. Предугадать их все и заранее гарантировать успех при любых условиях невозможно. Но, как заявил Игорь Комаров, «все задачи, прописанные в бизнес-плане, вполне выполнимы, нужно лишь приложить все усилия на всех уровнях к их реализации». Сам он, кстати, в очередной раз подчеркнул, что будет рад возглавлять компанию и в 2020 году, никуда уходить не собирается и готов через десять лет подвести итог и отвечать за исполнение обнародованного стратегического плана развития завода.

У партнеров




    «Киберзащите промышленности нужны глобальные решения»

    Директор департамента защиты информации и IT-инфраструктуры «Норникеля» Дмитрий Григорьев — о применении информационных технологий и коммуникаций в мирных целях

    Маркировка товаров: что делать и чего ожидать бизнесу

    с 1 июля стала обязательной маркировка табака, в декабре 2019 года добавят еще четыре товарные группы. Штраф за нарушение закона о маркировке будет достигать 300 тысяч рублей

    "Персонализация каналов продаж в ритейле"

    Компания «Той.ру» одна из первых внедрила в рознице омниканальную систему обслуживания клиентов. Учредитель сети Алиса Лобанова поясняет, чем этот опыт может быть полезен другим ритейлерам

    ММК признан одной из самых прибыльных для инвесторов металлургических компаний в мире

    Флагман отечественной металлургии вошел в топ-5 лидеров отрасли по показателю совокупной акционерной прибыли

    Продается завод металлоконструкций в Красноярском крае

    Действующее предприятие с многолетней историей - Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкрн Промышленный узел, 8) выставлен на торги.
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вашингтон занервничал: Россия готова присоединиться к системе платежей Instex
      Европа включилась в борьбу с засильем американского доллара, помочь в этом ей может Москва
    2. На фестивале Усадьба Jazz в Доброграде 27-28 июля выступит Леонид Агутин, Евгений Маргулис, Мариам Мерабова, Billy’s Band и другие!
      27-28 июля фестиваль Усадьба Jazz во второй раз пройдет в Доброграде. В прошлом году фестиваль посетили более 5000 человек, а в этом году гостей будет еще больше, ведь в музыкальной программе фестиваля только самые любимые артисты.
    3. «Шок и трепет»: финансовые власти США готовят сюрприз
    Реклама