Пончики по-американски

Ольга Шамина
30 апреля 2010, 18:13

В Москве на Новом Арбате состоялось открытие первой кофейни американской сети Dunkin’ Donuts. Для посетителей кофейня откроется лишь 11 мая, а через неделю после этого будет открыта вторая кофейня сети. В ближайших планах компании «Донатс проджект» открыть от 10 до 20 кофеен в Москве.

Dunkin’ Donuts, одна из крупнейших сетей кофеен в мире, в состав которой входят более 8 тыс. ресторанов в 32 странах, выходит на российский рынок. Эксклюзивная франшиза принадлежит компании «Донатс проджект». Главой российской компании является Константин Петров, который, по его собственным словам, владеет еще и несколькими ресторанами на Украине. Dunkin’ Donuts предлагает своим клиентам кофе, пончики и другие изделия как внутри кафе, так и на вынос. Для российской аудитории в меню был внесен ряд изменений. Были доработаны вкусы, а также введено полное меню для завтраков и обедов и низкокалорийное меню DD Smart.

Средний чек в кафе будет составлять 200 рублей. Константин Петров сообщил, что первоначальные инвестиции в развитие сети составили 125 млн рублей, а средние инвестиции в один ресторан составляют 6–7 млн рублей. При этом всего планируется инвестировать 300–400 млн. Сам Константин Петров является не только руководителем компании, но и одним из инвесторов проекта. При этом информация об остальных инвесторах пока не разглашается. Стратегическое развитие компании связано в первую очередь с Москвой. По словам Петрова, к 2015 году в Москве планируется открыть до 50 кофеен. При этом основными точками продаж станут как независимые рестораны, так и кофейни в торговых центрах, на вокзалах и аэропортах. После достижения высоких показателей в Москве компания может перейти к освоению других крупных городов, например Санкт-Петербурга, Сочи и Екатеринбурга.

Американская компания не в первый раз пробует завоевать российский рынок.

Предыдущая попытка окончилась плачевно — Dunkin’ Donuts ушла с российского рынка после кризиса 1998 года. Ее уход был обусловлен экономическими причинами — низкой покупательной способностью населения, нестабильностью экономики. Кроме того, есть мнение, что компания тогда столкнулась с недобросовестным отношением российских партнеров, предлагавших несогласованные с американской стороной блюда и алкоголь. Сейчас, по словам главы международного направления компании Dunkin’ Donuts Тони Павезе, изменились рыночные условия, а также сформировалась культура потребления кофе в России. Эти изменения стали причинами повторного выхода компании на российский рынок. Большинство опрошенных «Экспертом Online» аналитиков сходятся во мнении, что рынок кофеен России остается привлекательным для новых игроков, в том числе крупных иностранных сетей.

«У этого сегмента сохраняется высокий потенциал дальнейшего развития. Уровень конкуренции достаточно комфортный. Поэтому интерес крупных западных операторов понятен», — охарактеризовал рынок кофеен аналитик инвестиционного холдинга “Финам” Максим Клягин. — Доля сегмента не превосходит 3–5% в общем сегменте питания. Показатель кофеен на душу населения в среднем в пять-десять раз отстает от аналогичного показателя крупных европейских городов».

Выбранную компанией стратегию эксперты также охарактеризовали как достаточно логичную. Главным образом, это касается формата кофе и выпечки на вынос, а также выбранной среднеценовой категории. «Культура потребления таких типов продуктов меняется в сторону более быстрого обслуживания. Это ключевая ниша для Dunkin’ Donuts. У других основных игроков, например “Кофе хауза” или “Шоколадницы”, на рынке нет системы быстрого обслуживания», — отметила аналитик «Тройки Диалог» Виктория Гранкина.

Конкурентными преимуществами для компании будут в данном случае служить также узнаваемость бренда и финансовые возможности. «Конкуренция на этом рынке достаточно серьезная, но у сильного игрока с международным опытом и инвестициями есть шанс», — заявил эксперт компании «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов.

Несмотря на подобные возможности, компания все же на российском рынке столкнется с рядом проблем. Главной из которых является недостаток площадей. «Хорошие места у станций метро давно используются конкурентами, а быть на удалении от основных магистралей в Москве — значит сознательно себя банкротит» — так описал ситуацию Филимонов. По мнению Гранкиной, основной проблемой для подобных компаний является окупаемость аренды площадей в Москве. К другим проблемам, типичным для российского рынка, можно отнести сравнительно низкий уровень культуры общественного питания, высокую стоимость электричества и излишние административные барьеры. При анализе российского рынка важным фактором, по крайней мере по мнению представителей самих игроков, является специализация рынка. «Сейчас рынок достаточно широкий, чтобы позволить компании занять свою нишу, не потеснив при этом конкурентов», — отметила Гранкина.

Представители многих опрошенных «Экспертом Online» сетей кофеен заявили, что не рассматривают Dunkin’ Donuts в качестве своего конкурента. Так, директор по развитию сети кофеен «Шоколадница» Наталья Черемисинова объяснила это тем, что средний чек в кафе «Шоколадница» составляет 550 рублей, обслуживание производится официантами, что, соответственно, привлекает другую целевую аудиторию. Кроме того, Наталья Черемисинова обратила внимание на то, что качество и состав продуктов в сети «Шоколадница» выше, чем в Dunkin’ Donuts. Похожее мнение высказали и в офисе компании «Синнабон», подчеркнув, что у компании фактически нет конкурентов, она ориентируется на постоянных клиентов, привыкших к ее уникальной продукции.

Тем не менее сам Константин Петров считает своими конкурентами всех, «кто варит вкусный кофе». «Большинство сетей кофеен и булочных все же прямые конкуренты», — согласился с ним Максим Клягин.

Тем не менее все эксперты и представители сетей оказались едины в одном мнении: Dunkin’ Donuts найдет своего клиента на российском рынке. «Несомненно, концепция будет иметь определенный спрос на рынке, и для нее найдется своя ниша», — подытожила Наталья Черемисинова.