Растущая тарификация

Али Алиев
12 мая 2010, 17:56

На этой неделе пройдет несколько совещаний, в том числе с участием главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, по итогам которых будет определено – какой уровень тарифов монополий министерство будет рекомендовать на 2011 год.

Предельный рост тарифов на железнодорожные грузовые перевозки в 2011 году может составить 14% вместо 9,2%. Такие предложения содержатся в тарифном приложении к прогнозу социально-экономического развития России на 2011-2013 годы, внесенном Минэкономразвития на согласование ведомств. Как пояснил «Интерфаксу» источник в министерстве, рост грузовых тарифов на 14% в 2011 году – это предложение РЖД. Оно основано на том, что монополия может не получить очередную компенсацию выпадающих доходов из бюджета в размере 50 млрд рублей.

«14% – это без учета субсидии, то есть если не будет денег, то 14%. Если будет субсидия в 50 млрд, тогда 9,2%. Но это пожелание РЖД, итоговый вариант будет, конечно, отличаться», – сказал чиновник. Пока же Минэкономразвития выступает за индексацию грузовых тарифов на 9,2% – этот вариант прогноза социально-экономического развития был утвержден правительством в сентябре 2009 года. «Но если РЖД будет настаивать на 14%, то мы будем настаивать на 0%, тогда по итогам получится около 7-9%, эта цифра обоснована», – отметил собеседник «Интерфакса».

Тарифное приложение предполагает, что 14-процентная индексация грузовых тарифов соответствует предельному росту тарифов на электроэнергию на 20,2% в 2011 году. Вариант 9,2-процентной индексации грузовых тарифов соответствует росту энерготарифов на 14%, который также был уже одобрен правительством.

Но Минэкономразвития считает, что рост энерготарифов не должен напрямую приводить к росту железнодорожных тарифов. «РЖД говорит о том, что выросли тарифы на электроэнергию и топливо, но есть энергосбережение, „длинные” договора и программа сокращения издержек, они должны нивелировать рост энерготарифов. Менеджмент РЖД должен отвечать на внешние угрозы грамотной и сбалансированной программой сокращения издержек и энергосбережением», – считает чиновник министерства.

Глава РЖД Владимир Якунин сегодня заявил, что если Минфин откажется от практики дотаций из бюджета на компенсацию выпадающих доходов в 2011 году, РЖД будут вынуждены просить опережающего роста тарифов. В 2010 году РЖД получат компенсацию выпадающих доходов от недоповышения тарифов на сумму 50 млрд рублей.

Согласно документу, могут также увеличиться предельные тарифы на грузоперевозки в 2012-13 годах. Так, в 2012 году рост тарифов может составить 12% вместо ранее утвержденных 7%, в 2013 году – от 6,5% до 11% в зависимости от принятого сценария.

В то же время, по оценкам Минэкономразвития, верхний предел роста регулируемых тарифов и рыночных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей в 2011 году может составить 20,2% (планировалось 16%), в 2010 году – 17% (планировалось 14%). Согласно документу, прогноз роста регулируемых тарифов и рыночных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей в 2010 году повышен с 12,5-14% до 16-17%.

По утвержденному в сентябре прогнозу, в 2011 году рост цен на электроэнергию (рыночные цены и цены для населения) должен был составить 13,5-16%. В новом прогнозе содержатся два сценария роста цен. Согласно первому варианту, предельный рост цен (для всех категорий) может составить 20,2%, по второму варианту предельный рост цен (для всех категорий) может составить 14%. При этом рост цен для всех категорий, кроме населения, в 2011 году по первому варианту планируется на уровне 22,3%, по второму – на 14,6%.

Источник в Минэкономразвития пояснил «Интерфаксу», что это пока рабочий вариант прогноза по тарифам, который еще будет обсуждаться в ходе согласительных совещаний, и окончательные цифры могут быть еще скорректированы.

Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов, велика вероятность того, что будут приняты тарифные предложения РЖД, и это логично. «Тарифы на 2010 год не были повышены на максимальную величину, которую предлагали РЖД. Тогда это мотивировалось необходимостью восстановления экономики. Сейчас ситуация в экономике улучшается, ряд отраслей уже вышли на докризисные показатели, до конца года их могут достигнуть и другие отрасли, поэтому будет логично, если в 2011 году повышение тарифов пройдет по плану РЖД. К тому же государство сокращает финансовую помощь различным отраслям из-за возникновения дефицита бюджета, и велика вероятность, что субсидий от государства РЖД не получат. Поэтому повышение тарифов на 2011 год действительно может составить 14%», – считает аналитик.